Январь 28, 2020
Инвестирование в Узбекистан
1.1. Двусторонние инвестиционные соглашения
1.2. Органы государственного регулирования
2. Форма осуществления инвестиционной деятельности
3. Гарантии (общие, дополнительные)
3.2. Государственная поддержка
4.1. Инвестиционный договор с Правительством
4.1.1. Существенные условия ИД с Правительством
4.1.2. Инициирование заключения ИД
4.1.3. Заключение ИД (принятия решения Правительства)
Инвестиционная деятельность, в основном регулируется следующими актами законодательства:
- Закон Республики Узбекистан от 25.12.2019 г. № ЗРУ-598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»;
- Закон Республики Узбекистан от 25.08.2015 г. № ЗРУ-392 «Об инвестиционных и паевых фондах»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 09.01.2020 г. № ПП-4563 «О мерах по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020-2022 годы»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.05.2019 г. № 414 «Об утверждении Положения о деятельности инвестиционных и управляющих компаний»;
- Указ Президента Республики Узбекистан от 24.11.2018 г. № УП-5583 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов финансирования проектов в сфере предпринимательства и инноваций»;
- Указ Президента Республики Узбекистан от 01.08.2018 г. № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.03.2017 г. № ПП-2836 «О повышении качества разработки предпроектной документации инвестиционных проектов»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.03.2017 г. № ПП-2831 » О дополнительных мерах по повышению эффективности проектных работ в базовых отраслях экономики»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.07.2008 г. № ПП-927 «О мерах по совершенствованию процесса привлечения и освоения иностранных инвестиций и кредитов»;
- Распоряжение Президента Республики Узбекистан 05.03.2008 г. № Р-2945 «Об образовании Комиссии по анализу выполнения инвесторами инвестиционных обязательств в рамках Соглашений о разделе продукции и проведении геологоразведочных работ»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.05.2017 г. № 285 «О мерах по повышению ответственности организаций – инициаторов проектов за своевременную и качественную реализацию инвестиционных проектов»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.03.2016 г. № 61 «О порядке передачи иностранным инвестором имущества, вновь созданного или приобретенного в рамках соглашений о разделе продукции»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.03.2011 г. № 84 «О мерах по укреплению структурных подразделений органов государственного и хозяйственного управления и других организаций, а также крупных предприятий, ответственных за инициирование и реализацию инвестиционных проектов»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.06.2009 г. № 178 «О совершенствовании механизма реализации соглашений о разделе продукции и соглашений о проведении геологоразведочных работ»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.01.2007 г. № 9 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и реализации инвестиционных проектов в рамках Механизма чистого развития Киотского протокола»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26.08.2003 г. № 368 «О дополнительных мерах по ускорению приватизации государственных низкорентабельных, убыточных, экономически несостоятельных предприятий и объектов».
1.1. Двусторонние инвестиционные соглашения
Действующее законодательство устанавливает, что, если двухсторонними инвестиционными соглашениями Республики Узбекистан (ДИС) установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, то применяются правила ДИС и преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для инвесторов. Государство обязуется выполнить следующие действия в соответсвии с ДИС:
- предоставление гарантий защиты инвестиций и восстановления нарушенных прав;
- приостановка репатриации средств иностранного инвестора;
- предоставление справедливого и равноправного режима, который не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в ДИС;
- наложение ограничения или запрет на иностранные инвестиции в определенных сферах экономики, а также в интересах национальной безопасности;
- предоставления предприятиям с иностранными инвестициями (ПИИ) всех прав, гарантий и льгот.
Республика Узбекистан имеет соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций со следующими государствами.
1.2. Органы государственного регулирования
Уполномоченным государственным органом в области государственного регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности является Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (МИВТ).
Основными полномочиями МИВТ являются:
- консультирование инвесторов;
- координация деятельности государственных органов в области инвестиций;
- взаимодействие c международными финансовыми институтами и частными компаниями по вопросам инвестиционного сотрудничества;
- содействие отечественным юридическим лицам в привлечении инвестиций;
- представление интересов РУз в отношениях с иностранными инвесторами;
- разработка предложений по совершенствованию инвестиционной деятельности.
МИВТ выступает от имени Правительства РУз при заключении инвестиционных договоров с правительством. МИВТ также осуществляет мониторинг и контроль исполнения инвестиционных договоров с Правительством.
Инвестиционная деятельность может осуществляться путем:
- создания юридических лиц или долевое участие в их уставных фондах, в том числе путем приобретения имущества и акций (долей);
- приобретения ценных бумаг;
- приобретения концессий;
- приобретения права собственности, на объекты;
- приобретение права владения и пользования земельными участками и другими природными ресурсами.
- В других формах, не противоречащих законодательству.
Изменение формы инвестиций, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.
Предприятия с иностранными инвестициями имеют право:
- Открывать счета в иностранных банках;
- получать и возвращать ссуды в иностранной валюте.
- создавать филиалы с правами юридического лица,
- создавать представительства, не являющиеся юридическими лицами.
- участвовать в ассоциациях и хозяйственных объединениях.
- использовать свое имущество и имущественные права в качестве мер обеспеченияпо обязательствам.
- без лицензии и квот импортировать продукцию для собственных производственных нужд и осуществлять экспорт продукции собственного производства.
- устанавливать перечень, порядок образования и использования фондов предприятия.
- приобретать земельные участки.
- арендовать земельный участок на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства (ГЧП) несельскохозяйственного назначения сроком до пятидесяти лет.
- Арендовать определенные законодательством земельный участок сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда в аренду на основе инвестиционного договора или ГЧП сроком не менее трех и не более сорока девяти лет.
- Предоставлять в субаренду земли сельскохозяйственного назначения в целях выращивания сельскохозяйственной продукции.
ПИИ уплачивают налоги и платежи. Имущество, ввозимое в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд, освобождается в течение двух (2) лет с момента государственной регистрации юридического лица от обложения таможенной пошлиной.
Иностранный инвестор в случае выхода из ПИИ или его ликвидации имеет право на возврат своей доли в имуществе предприятия в денежной или товарной форме в соответствии с ее рыночной стоимостью.
Государство гарантирует субъектам инвестиционной деятельности:
- невмешательство государственных органов и должностных лиц;
- недопущение дискриминации.
- возможность использования доходов от инвестиционной деятельности;
- перевод денежных средств;
- репатриацию активов после прекращения инвестиционной деятельности;
- неприменение актов законодательства, имеющих обратную силу в случаях, если их исполнение наносит ущерб.
- оставление неизменным законодательства сроком на десять (10) лет с момента инвестирования в случае ухудшения условий инвестирования.
Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций могут включать
- предоставление гарантий Правительства Республики Узбекистан,
- содействие в финансировании инвестиционных проектов,
- предоставление специального налогового и платежного режима.
- защита от национализации и реквизиции (экспроприации) (за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).
Льготы и преференции, применяемые для государственной поддержки инвестирования, могут включать:
- передачу объектов государственной собственности или имущественных прав;
- льготы по налогам и платежам;
- субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта.
Преференции могут предоставляться по решению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, в том числе в отношении объектов муниципальной собственности, за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан местных бюджетов областей и города Ташкента.
В целях поддержки инвесторов им может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит с уменьшением и рассрочкой налоговых платежей.
Правительством может быть предоставлена субсидия для инженерно-коммуникационных условий.
Также, при ввозе инвестором оборудования (указанного в определенном перечне), аналоги которого не производятся в Узбекистане, такое оборудование освобождается:
- от таможенной пошлины;
- от налога на добавленную стоимость (ПКМ от 27.11.2020 №750).
Однако важно иметь ввиду, что налоговые льготы не распространяются на ПИИ, вновь созданные с 1 января 1997 года, не относящиеся к производственным ПИИ.
Больше льгот и преференций, а также более подробную информацию по ним Вы сможете найти здесь
3.2. Государственная поддержка
Государственная поддержка инвестирования оказывается следующими способами:
- предоставления льгот и преференций;
- предоставления централизованных инвестиций для совместного финансирования инвестиционного проекта;
- оказание консультативной и информационной поддержки.
МИВТ, самостоятельно или через Центры государственных услуг организует работу по принципу «одно окно», которая включает в себя:
- прием и консультирование по вопросам существующих государственных услуг;
- помощь в подготовке и оформлении документов, необходимых для получения государственных услуг;
- помощь в оформлении электронной цифровой подписи, электронных заявлений и других документов;
- сопровождение инвестора в органах государственного управления и органах государственной власти на местах при получении государственных услуг.
Инвестиционный договор (далее – ИД) – это письменное соглашение, которое определяет права, обязанности и ответственность сторон инвестиционного договора. По ИД стороны берут на себя инвестиционные обязательства для достижения поставленных в таком договоре целей. Сторонами ИД являются
- граждане, юридические лица и государственные органы РУз;
- иностранные юридические лица, граждане (лица без гражданства), государства, международные организации.
4.1. Инвестиционный договор с Правительством
Правительство может заключать ИД в целях обеспечения исполнения обязательств иностранными инвесторами. При заключении ИД, иностранным инветорам предоставляются дополнительные гарантии и меры поддержки (льготы и преференции). Такой договор может заключается в обязательном порядке, если Правительство предоставляет льготы и преференции в рамках государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Льготы и преференции предоставляются в при инвестировании:
- в приоритетные отрасли экономики страны;
- в экспортоориентированные проекты.
Дополнительные льготы по уплате налогов и платежей предоставляются ПИИ только на определенный срок и не могут носить бессрочный характер. Запрещается предоставление иностранному инвестору исключительных прав, ставящих его в доминирующее положение на рынке.
4.1.1. Существенные условия ИД с Правительством
Инвестиционный договор с Правительством должен включать в себя:
- объект и объем инвестиций, сроки начала и завершения проекта;
- срок и условия действия инвестиционного договора;
- антикоррупционную и антимонопольную оговорку;
- права и обязанности иностранного инвестора;
- обязательства иностранного инвестора по поставке современного оборудования и технологий;
- права и обязанности Правительства, в том числе по предоставлению дополнительных льгот и преференций;
- информацию об источниках финансирования, графиках реализации проекта, порядке технического надзора за ходом осуществления инвестиционного проекта;
- порядок и сроки предоставления иностранным инвестором отчетов о ходе исполнения его обязательств;
- ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора;
- порядок внесения изменений;
- порядок прекращения;
- порядок разрешения, место и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора.
Инвестиционный договор с Правительством может содержать и иные условия в зависимости от специфики инвестиционного проекта, в том числе:
- взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры территории;
- право иностранного инвестора на вывоз из Республики Узбекистан произведенной в результате выполнения условий договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов);
- обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа граждан Республики Узбекистан, условия по использованию технологий, а также по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта.
4.1.2. Инициирование заключения ИД
Инициирование предложения по заключению инвестиционного договора с Правительством осуществляется иностранным инвестором самостоятельно или совместно с
- органами государственного и
- хозяйственного управления,
- органами исполнительной власти на местах или
- хозяйствующими субъектами.
4.1.3. Заключение ИД (принятия решения Правительства)
Для последующего внесения на рассмотрение в Правительство, МИВТ получает заключения органов государственного управления в части
- правовой экспертизы проекта инвестиционного договора,
- финансово-экономической оценки
По итогам положительного заключения Правительства инвестиционный договор заключается в письменной форме между иностранным инвестором и Правительством в лице МИВТ.
Подписанный инвестиционный договор вступает в силу с даты принятия решения Президентом или Правительством о его утверждении.
Действие льгот и преференций в рамках государственной поддержки прекращается по истечении срока действия ИД или досрочно — по взаимному соглашению сторон или в одностороннем порядке.
В случае расторжения договора инвестор уплачивает суммы налогов и платежей, не уплаченных в бюджет вследствие предоставленных по договору льгот и преференций в рамках государственной поддержки.
При досрочном прекращении по инициативе инвестора в одностороннем порядке указанный иностранный инвестор уплачивает суммы налогов и платежей, не уплаченных в бюджет вследствие предоставленных по инвестиционному договору льгот и преференций в рамках государственной поддержки.
Инвестиционные споры
Важно отметить недавние изменения в законодательстве Узбекистана, которые несут в себе значимые факторы для любого инвестора, а именно, теперь дела по инвестиционным спорам будут рассматриваться экономическими судами.
В свою очередь, к таким спорам относятся следующие:
- споры, связанные с заключением, изменением и расторжением инвестиционных договоров;
- споры о признании недействительными инвестиционных договоров;
- споры, связанные с исполнением инвестиционного договора;
- споры, связанные с исполнением инвестором налоговых, таможенных, социальных, экологических и иных обязательств, вытекающих из инвестиционного договора;
- споры, связанные с истребованием имущества, предоставленного инвестору по инвестиционному договору, либо взысканием неустойки и (или) убытков по такому договору.