Январь 28, 2020

Инвестирование в Узбекистан

1. Законодательство

1.1. Двусторонние инвестиционные соглашения

1.2. Органы государственного регулирования

2. Форма осуществления инвестиционной деятельности

2.1. ПИИ 

3. Гарантии (общие, дополнительные)

3.1. Льготы и преференции

3.2. Государственная поддержка

4. Инвестиционный договор

4.1. Инвестиционный договор с Правительством

4.1.1. Существенные условия ИД с Правительством 

4.1.2. Инициирование заключения ИД

4.1.3. Заключение ИД (принятия решения Правительства)

4.1.4. Расторжение ИД 

 

  1. Законодательство 

Инвестиционная деятельность, в основном регулируется следующими актами законодательства:

  • Закон Республики Узбекистан от 25.12.2019 г. № ЗРУ-598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»;
  • Закон Республики Узбекистан от 25.08.2015 г. № ЗРУ-392 «Об инвестиционных и паевых фондах»;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 09.01.2020 г. № ПП-4563 «О мерах по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020-2022 годы»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.05.2019 г. № 414 «Об утверждении Положения о деятельности инвестиционных и управляющих компаний»;
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 24.11.2018 г. № УП-5583 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов финансирования проектов в сфере предпринимательства и инноваций»;
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 01.08.2018 г. № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан»;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.03.2017 г. № ПП-2836 «О повышении качества разработки предпроектной документации инвестиционных проектов»;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.03.2017 г. № ПП-2831 » О дополнительных мерах по повышению эффективности проектных работ в базовых отраслях экономики»;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.07.2008 г. № ПП-927 «О мерах по совершенствованию процесса привлечения и освоения иностранных инвестиций и кредитов»;
  • Распоряжение Президента Республики Узбекистан 05.03.2008 г. № Р-2945 «Об образовании Комиссии по анализу выполнения инвесторами инвестиционных обязательств в рамках Соглашений о разделе продукции и проведении геологоразведочных работ»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.05.2017 г. № 285 «О мерах по повышению ответственности организаций – инициаторов проектов за своевременную и качественную реализацию инвестиционных проектов»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.03.2016 г. № 61 «О порядке передачи иностранным инвестором имущества, вновь созданного или приобретенного в рамках соглашений о разделе продукции»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.03.2011 г. № 84 «О мерах по укреплению структурных подразделений органов государственного и хозяйственного управления и других организаций, а также крупных предприятий, ответственных за инициирование и реализацию инвестиционных проектов»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.06.2009 г. № 178 «О совершенствовании механизма реализации соглашений о разделе продукции и соглашений о проведении геологоразведочных работ»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.01.2007 г. № 9 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и реализации инвестиционных проектов в рамках Механизма чистого развития Киотского протокола»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26.08.2003 г. № 368 «О дополнительных мерах по ускорению приватизации государственных низкорентабельных, убыточных, экономически несостоятельных предприятий и объектов». 

1.1. Двусторонние инвестиционные соглашения 

Действующее законодательство устанавливает, что, если двухсторонними инвестиционными соглашениями Республики Узбекистан (ДИС) установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, то применяются правила ДИС и преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для инвесторов. Государство обязуется выполнить следующие действия в соответсвии с ДИС:

  • предоставление гарантий защиты инвестиций и восстановления нарушенных прав;
  • приостановка репатриации средств иностранного инвестора;
  • предоставление справедливого и равноправного режима, который не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в ДИС;
  • наложение ограничения или запрет на иностранные инвестиции в определенных сферах экономики, а также в интересах национальной безопасности;
  • предоставления предприятиям с иностранными инвестициями (ПИИ) всех прав, гарантий и льгот.

Республика Узбекистан имеет соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций со следующими государствами.

1.2. Органы государственного регулирования 

Уполномоченным государственным органом в области государственного регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности является Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (МИВТ).

Основными полномочиями МИВТ являются:

  • консультирование инвесторов;
  • координация деятельности государственных органов в области инвестиций;
  • взаимодействие c международными финансовыми институтами и частными компаниями по вопросам инвестиционного сотрудничества;
  • содействие отечественным юридическим лицам в привлечении инвестиций;
  • представление интересов РУз в отношениях с иностранными инвесторами;
  • разработка предложений по совершенствованию инвестиционной деятельности.

МИВТ выступает от имени Правительства РУз при заключении инвестиционных договоров с правительством. МИВТ также осуществляет мониторинг и контроль исполнения инвестиционных договоров с Правительством.

  1. Форма осуществления инвестиционной деятельности  

Инвестиционная деятельность может осуществляться путем:

  • создания юридических лиц или долевое участие в их уставных фондах, в том числе путем приобретения имущества и акций (долей);
  • приобретения ценных бумаг;
  • приобретения концессий;
  • приобретения права собственности, на объекты;
  • приобретение права владения и пользования земельными участками и другими природными ресурсами.
  • В других формах, не противоречащих законодательству.

Изменение формы инвестиций, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.

2.1. ПИИ 

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право:

  • Открывать счета в иностранных банках;
  • получать и возвращать ссуды в иностранной валюте.
  • создавать филиалы с правами юридического лица,
  • создавать представительства, не являющиеся юридическими лицами.
  • участвовать в ассоциациях и хозяйственных объединениях.
  • использовать свое имущество и имущественные права в качестве мер обеспеченияпо обязательствам.
  • без лицензии и квот импортировать продукцию для собственных производственных нужд и осуществлять экспорт продукции собственного производства.
  • устанавливать перечень, порядок образования и использования фондов предприятия.
  • приобретать земельные участки.
  • арендовать земельный участок на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства (ГЧП) несельскохозяйственного назначения сроком до пятидесяти лет.
  • Арендовать определенные законодательством земельный участок сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда в аренду на основе инвестиционного договора или ГЧП сроком не менее трех и не более сорока девяти лет.
  • Предоставлять в субаренду земли сельскохозяйственного назначения в целях выращивания сельскохозяйственной продукции.

ПИИ уплачивают налоги и платежи. Имущество, ввозимое в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд, освобождается в течение двух (2) лет с момента государственной регистрации юридического лица от обложения таможенной пошлиной.

Иностранный инвестор в случае выхода из ПИИ или его ликвидации  имеет право на возврат своей доли в имуществе предприятия в денежной или товарной форме в соответствии с ее рыночной стоимостью.

  1. Гарантии (общие, дополнительные) 

Государство гарантирует субъектам инвестиционной деятельности:

  • невмешательство государственных органов и должностных лиц;
  • недопущение дискриминации.
  • возможность использования доходов от инвестиционной деятельности;
  • перевод денежных средств;
  • репатриацию активов после прекращения инвестиционной деятельности;
  • неприменение актов законодательства, имеющих обратную силу в случаях, если их исполнение наносит ущерб.
  • оставление неизменным законодательства сроком на десять (10) лет с момента инвестирования в случае ухудшения условий инвестирования.

Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций могут включать

  • предоставление гарантий Правительства Республики Узбекистан,
  • содействие в финансировании инвестиционных проектов,
  • предоставление специального налогового и платежного режима.
  • защита от национализации и реквизиции (экспроприации) (за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).

3.1. Льготы и преференции 

Льготы и преференции, применяемые для государственной поддержки инвестирования, могут включать:

  • передачу объектов государственной собственности или имущественных прав;
  • льготы по налогам и платежам;
  • субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта.

Преференции могут предоставляться по решению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, в том числе в отношении объектов муниципальной собственности, за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан местных бюджетов областей и города Ташкента.

В целях поддержки инвесторов им может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит  с уменьшением и рассрочкой  налоговых платежей.

Правительством может быть предоставлена субсидия для инженерно-коммуникационных условий.

Также, при ввозе инвестором оборудования (указанного в определенном перечне), аналоги которого не производятся в Узбекистане, такое оборудование освобождается:

  • от таможенной пошлины;
  • от налога на добавленную стоимость (ПКМ от 27.11.2020 №750).

Однако важно иметь ввиду, что налоговые льготы не распространяются на ПИИ, вновь созданные с 1 января 1997 года, не относящиеся к производственным ПИИ.

Больше льгот и преференций, а также более подробную информацию по ним Вы сможете найти здесь

3.2. Государственная поддержка 

Государственная поддержка инвестирования оказывается следующими способами:

  • предоставления льгот и преференций;
  • предоставления централизованных инвестиций для совместного финансирования инвестиционного проекта;
  • оказание консультативной и информационной поддержки.

МИВТ, самостоятельно или через Центры государственных услуг организует работу по принципу «одно окно», которая включает в себя:

  • прием и консультирование по вопросам существующих государственных услуг;
  • помощь в подготовке и оформлении документов, необходимых для получения государственных услуг;
  • помощь в оформлении электронной цифровой подписи, электронных заявлений и других документов;
  • сопровождение инвестора в органах государственного управления и органах государственной власти на местах при получении государственных услуг.
  1. Инвестиционный договор  

Инвестиционный договор (далее – ИД) – это письменное соглашение, которое определяет права, обязанности и ответственность сторон инвестиционного договора. По ИД стороны берут на себя инвестиционные обязательства для достижения поставленных в таком договоре целей. Сторонами ИД являются

  • граждане, юридические лица и государственные органы РУз;
  • иностранные юридические лица, граждане (лица без гражданства), государства, международные организации.

4.1. Инвестиционный договор с Правительством 

Правительство может заключать ИД в целях обеспечения исполнения обязательств иностранными инвесторами. При заключении ИД, иностранным инветорам предоставляются дополнительные гарантии и меры поддержки (льготы и преференции). Такой договор может заключается в обязательном порядке, если Правительство предоставляет льготы и преференции в рамках государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Льготы и преференции предоставляются в при инвестировании:

  • в приоритетные отрасли экономики страны;
  • в экспортоориентированные проекты.

Дополнительные льготы по уплате налогов и платежей предоставляются ПИИ только на определенный срок и не могут носить бессрочный характер. Запрещается предоставление иностранному инвестору исключительных прав, ставящих его в доминирующее положение на рынке.

4.1.1. Существенные условия ИД с Правительством 

Инвестиционный договор с Правительством должен включать в себя:

  • объект и объем инвестиций, сроки начала и завершения проекта;
  • срок и условия действия инвестиционного договора;
  • антикоррупционную и антимонопольную оговорку;
  • права и обязанности иностранного инвестора;
  • обязательства иностранного инвестора по поставке современного оборудования и технологий;
  • права и обязанности Правительства, в том числе по предоставлению дополнительных льгот и преференций;
  • информацию об источниках финансирования, графиках реализации проекта, порядке технического надзора за ходом осуществления инвестиционного проекта;
  • порядок и сроки предоставления иностранным инвестором отчетов о ходе исполнения его обязательств;
  • ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора;
  • порядок внесения изменений;
  • порядок прекращения;
  • порядок разрешения, место и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора.

Инвестиционный договор с Правительством может содержать и иные условия в зависимости от специфики инвестиционного проекта, в том числе:

  • взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры территории;
  • право иностранного инвестора на вывоз из Республики Узбекистан произведенной в результате выполнения условий договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов);
  • обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа граждан Республики Узбекистан, условия по использованию технологий, а также по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта.

4.1.2. Инициирование заключения ИД 

Инициирование предложения по заключению инвестиционного договора с Правительством осуществляется иностранным инвестором самостоятельно или совместно с

  • органами государственного и
  • хозяйственного управления,
  • органами исполнительной власти на местах или
  • хозяйствующими субъектами.

4.1.3. Заключение ИД (принятия решения Правительства)   

Для последующего внесения на рассмотрение в Правительство, МИВТ получает заключения органов государственного управления в части

  • правовой экспертизы проекта инвестиционного договора,
  • финансово-экономической оценки

По итогам положительного заключения Правительства инвестиционный договор заключается в письменной форме между иностранным инвестором и Правительством в лице МИВТ.

Подписанный инвестиционный договор вступает в силу с даты принятия решения Президентом или Правительством о его утверждении.

4.1.4. Расторжение ИД 

Действие льгот и преференций в рамках государственной поддержки прекращается по истечении срока действия ИД или досрочно — по взаимному соглашению сторон или в одностороннем порядке.

В случае расторжения договора инвестор уплачивает суммы налогов и платежей, не уплаченных в бюджет вследствие предоставленных по договору льгот и преференций в рамках государственной поддержки.

При досрочном прекращении по инициативе инвестора в одностороннем порядке указанный иностранный инвестор уплачивает суммы налогов и платежей, не уплаченных в бюджет вследствие предоставленных по инвестиционному договору льгот и преференций в рамках государственной поддержки.

Инвестиционные споры

 Важно отметить недавние изменения в законодательстве Узбекистана, которые несут в себе значимые факторы для любого инвестора, а именно, теперь дела по инвестиционным спорам будут рассматриваться экономическими судами.

 В свою очередь, к таким спорам относятся следующие:

  • споры, связанные с заключением, изменением и расторжением инвестиционных договоров;
  • споры о признании недействительными инвестиционных договоров;
  • споры, связанные с исполнением инвестиционного договора;
  • споры, связанные с исполнением инвестором налоговых, таможенных, социальных, экологических и иных обязательств, вытекающих из инвестиционного договора;
  • споры, связанные с истребованием имущества, предоставленного инвестору по инвестиционному договору, либо взысканием неустойки и (или) убытков по такому договору.