Апрель 1, 2020

Антикризисные меры: смягчение экономических последствий COVID-19

  1. ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕННЫЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СВЯЗИ С COVID-19

1.1. Создание Республиканской комиссии по борьбе с коронавирусом

1.2. Создание Антикризисной комиссии

1.3. Создание Антикризисного фонда и предоставление финансовой поддержки из госбюджета

  1. ФОРС-МАЖОР

2.1. Освобождение от гражданско-правовой ответственности

2.2. Освобождение от штрафных санкций по экспортным операциям

2.3. Освобождение от проведения закупочных процедур по госзакупкам

2.3.1. Освобождение от проведения закупочных процедур при оказании негосудраственным медицинских услуг

2.4. Порядок подтверждения форс-мажора по внешнеторговым договорам

2.5. Изменение срока уплаты налога

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВО ВРЕМЯ КАРАНТИНА

3.1. Административная ответственность

3.2. Уголовная ответственность

  1. ЛЬГОТЫ

4.1. Налоговые и таможенные льготы для предпринимателей

4.1.2. Налагоые льготы для физических лиц

4.2. Льготные сроки для выплат по кредитам

  1. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

5.1. удаленный режим трудовой деятельности 

5.2. порядок перевода на удаленный режим

5.3. санитраные правила во время пандемии

16 марта Правительство озвучило введение следующих ограничений:

  • приостановление всех регулярных авиаперелетов между Республикой Узбекистан и остальными государствами мира;
  • приостановление въезда на территорию РУз через все пограничные пункты граждан иностранных государств и лиц без гражданства, а также средств пассажирского транспорта;
  • приостановление предпринимательской деятельности всех развлекательных объектов;
  • приостановление проведения всех видов массовых мероприятий;
  • приостановление образовательных процессов во всех образовательных учреждениях.

С 00.01 часов 24 марта 2020 года Правительство вводит усиленный порядок предотвращения распространения коронавирусной инфекции (далее – Порядок), в соответствии с которым:

  • места входа-выхода на дехканские рынки и торговые центры оборудуются тепловизорами, антисептическими средствами и специалистами;
  • обеспечивается обязательная дезинфекция всех транспортных средств, товаров и грузов, прибывающих на территорию республики из за рубежа и других регионов;
  • прием граждан и представителей организаций и оказание государственных услуг в государственных учрежденияхпереводится в режим «онлайн»;
  • приостанавливается деятельность всех рынков, за исключением дехканских рынков в городе Ташкенте, и областных центрах;

До 1 октября 2020 года (1) продлен срок проведения аудита по результатам 2019 года юридическими лицами, подлежащими обязательному аудиту; (2) имеется возможность перенести ежегодные общие собрания акционеров по итогам 2019 года; (3) аптеки могут продавать свои лекарственные средства, медицинские приборы и другие товары оптом; и (4) предприниматели, которые вынуждены приостановить свою деятельность во время Порядка, не платят арендную плату за использование госсобственности. Требование об обязательном ежегодном аудите ООО с активами более 100 000 БРВ вводится по итогам 2020 года.

В период действия карантина срок исковой давности приостанавливается (ст. 156 ГК), если карантин введен или продолжал действовать в последние шесть месяцев срока давности. Вместе с тем, в случаях невозможности осуществления процессуальных действий в связи с введением карантина, судам необходимо продлить и восстановить процессуальные сроки, как пропущенных по уважительным причинам.

Судебные решения, не вступившие в законную силу до введения карантина, а также судебные решения, вынесенные в период карантина, и не обжалованные  в апелляционном порядке в связи с введением карантина, обращаются к исполнению после прекращения действия карантина.

Ниже мы проанализируем воздействие правительственных решений на осуществление предпринимательской деятельности.

1. ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕННЫЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СВЯЗИ С COVID-19

На момент написания данного меморандума были приняты следующие нормативно-правовые акты для борьбы против коронавирусной инфекции:

  • Закон Республики Узбекистан от 26.03.2020 г. № ЗРУ-613 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности»;
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 19.03.2020 г. № УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений»;
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 27.04.2020 г. «О дополнительных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии»;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 26.03.2020 г. № ПП-4649 «О дополнительных мерах по предупреждению широкого распространения коронавирусной инфекции в Республике Узбекистан»;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.03.2020 г. № ПП-4662 «О дополнительных мерах по обеспечению потребности населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской техники и товаров первой необходимости»;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.04.2020 г. № ПП-4679 » о мерах по обеспечению стабильности Государственного бюджета Республики Узбекистан и своевременного финансирования первоочередных мероприятий в период коронавирусной пандемии»;
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 03.04.2020 г. № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.03.2020 г. № 176 «О дополнительных мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 02.2011 г. № 49 «О регулировании импорта готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения»;
  • Приказ Министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан от 25.03.2020 г. № 9-2020/5 «Об утверждении Положения о временном порядке перевода работников на работу в дистанционном режиме работы, по гибкому графику работы или на дому в период действия карантинных мер», зарегистрированный Министерством Юстиции Республики Узбекистан от 28.03.2020 г. № 3228;
  • Постановление Пленума Верховного Суда Республики Узбекистан от 28.04.2020 г. № 08 «О некоторых вопросах применения судами законодательства в связи с введением на территории республики узбекистан мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • Временные санитарные правила и нормы по организации деятельности государственных органов и иных организаций, а также субъектов предпринимательства в условиях пандемии COVID-19 СанПиН № 0372-20.

1.1. Создание Республиканской комиссии по борьбе с коронавирусом

В соответствии с Распоряжением Президента от 29.01.2020 г. № Р-5537 образована Специальная республиканская комиссия по подготовке программы мер по предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в Республике Узбекистан (далее – Республиканская комиссия),  наделенная следующими правами:

  • контролировать распространение коронавирусной инфекции во всех организациях, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;
  • принимать решения о введении карантина и проведении карантинных мероприятий в населенных пунктахи;
  • требовать отчеты от организаций, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы о санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мерах по предотвращению коронавирусной инфекции;
  • о привлечении должностных лиц к административной или уголовной ответственности при наличии вины в распространении коронавирусной инфекции .

Руководителем Республиканской комиссии является Премьер-министр. Период и условия карантина определяются решениями Специальной республиканской комиссии по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения коронавируса в Республике Узбекистан и действуют до его официальной отмены.

1.2. Создание Антикризисной комиссии

На основе Указа Президента от 19.03.2020 г. № УП-5969 образована Республиканская антикризисная комиссия (далее – Антикризисная комиссия). Основными задачами Антикризисной комиссии является решение вопросов и обеспечение работы отраслей экономики, социальной поддержке населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции. Территориальные штабы Антикризисной комиссии возглавляются соответственно Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, районов и городов. Премьер-министр являтеся также и руководителем Антикризисной комиссии.

1.3. Создание Антикризисного фонда и предоставление финансовой поддержки из госбюджета

Объем средств Антикризисного фонда составляет 10 трлн сумов (примерно US$1,050,000,000). В текущем году Правительство будет привлекать внешние кредиты от институциональных инвесторов в размере до 1 млрд долл. США.

Эти средства будут направляться на:

  • погашение кредитов, привлеченных под государственную гарантию РУз;
  • компенсацию части расходов предпринимателей осуществляющих внешнеторговую деятельность; и
  • предоставление беспроцентных бюджетных ссуд местным бюджетам.

Также будут финансироваться инвестиционные проекты, предусматривающие строительство, реконструкцию и ремонт:

  • объектов инфраструктуры малых промышленных зон, населенных пунктов, дорог общего пользования;
  • объектов водоснабжения и канализации, ирригации и мелиорации;
  • объектов здравоохранения, общеобразовательных школ и других объектов социальной сферы;
  • других объектов, обеспечивающих повышение экономической активности и расширение занятости, включая ипотечное кредитование.

Комиссия по вопросам развития экспортного потенциала регионов и отраслей будет предоставлять субсидии на компенсацию части транспортных расходов экспортеров.

Минфин будет ежемесячно выплачивать компенсацию из Антикризисного фонда местным бюджетам за недостачи в связи с предоставлением отсрочек (рассрочек) для уплаты налога на имущество, земельного налога и налога за использование водных ресурсов. Минфин  также разработает проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон «О государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» и другие законодательные акты.

В целях сокращения затрат из бюджета Кабинет Министров (1) может оптимизировать расходы местных бюджетов и (2) перенести отдельные расходы на второе полугодие 2020 г. В этой связи приоритетными направлениями стабильности и оптимизации бюджетных расходов выступают:

  • реализация мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции;
  • обеспечение полноценного осуществления важных социальных расходов;
  • перенос неактуальных проектов и расходов на последующие периоды исходя из уровня их важности;
  • принятие во внимание социальной направленности проектов при сокращении бюджетных средств;
  • осуществление выплат по внутренним и внешним обязательствам государства;
  • повышение ответственности распределителей бюджетных средств.

Кабинет Министров правомочен сокращать расходы внебюджетных фондов органов государственной власти, органов суда и прокуратуры, министерств и ведомств и направлять сэкономленные средства в республиканский бюджет. Более того, Агентство по управлению государственными активами, Минэкономразвития и Минфин будут принимать следующие меры:

  • пересмотр бизнес-плана для оптимизации расходов и изменение наблюдательными советами параметров утвержденных инвестиционных программ;
  • направление в Государственный бюджет дивидендов, начисленных на долю государства по чистой прибыли, полученной в 2019 году, в том числе получаемой в 2020 году;

На днях Кабинет Министров должен был разработать проект постановления об отсрочке реализации отдельных проектов, а также критическом пересмотре инвестиционных проектов, реализуемых за счет Фонда реконструкции и развития, по которым не начаты строительно-монтажные работы.

2. ФОРС-МАЖОР

Согласно УП-5969, Министерство инвестиций и внешней торговли (далее – МИВТ) и Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан (далее – ТПП) выдают по обращениям предпринимателей сертификаты о наступлении обстоятельств непреодолимой силы («форс-мажор»). МИВТ опубликовало сообщение, что бизнес переходит в режим «форс-мажора». ТПП также подтвердила наступление событий непреодолимой силы.

В законодательстве РУз определение доктрины непреодолимой силы имеется в трех актах:

  • в ч.3 ст. 333 Гражданского Кодекса (далее – ГК);
  • в ст.14 Таможенного Кодекса (далее – ТмК);
  • в п.2 Положения о порядке подтверждения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного Постановлением Кабинета Министров РУз от 15.02.2005 г. № 63 (далее – ПКМ №63).

Все остальные случаи освобождения от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств указаны в нашей специальной ТаблицеПри разрешении вопроса об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств  следует устанавливать причины неисполнения обязательств и в случае установления, что исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие введения карантина, суды отказывают в удовлетворении требования.

2.1. Освобождение от гражданско-правовой ответственности

В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГК при не исполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств, предприниматель несет ответственность по возмещению убытков, уплате неустойки и т.д., если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (форс-мажор)), если иные положения не предусмотрены законом или договором. Данная норма ГК дает предпринимателям право и не учитывать форс-мажорные обстоятельства как основание освобождения от ответственности в своих договорах, но только если иное не указано законом. Таким законом, во-первых, является сам ГК, который имеет следующие нормы, освобождающие не исполнившую или ненадлежащим образом исполнившую сторону от (договорной или внедоговорной) ответственности:

  • продавец отвечает за недостатки товара, имеющего гарантию качества, если не докажет, что такие недостатки возникли в товаре после его передачи покупателю вследствие непреодолимой силы (ч.2 ст.409);
  • перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности, если неподача или несвоевременная подача транспортных средств либо неиспользования транспортных средств произошли вследствие непреодолимой силы или иных явлений стихийного характера, а также военных действий (ч.2 ст.719);
  • за задержку в отправлении транспортного средства для перевозки пассажира или опоздание в прибытии такого транспортного средства в пункт назначения, за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях, перевозчик уплачивает пассажиру неустойку в форме штрафа, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ч.1 ст.720);
  • доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления (ч.2 ст.852);
  • профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение хранимой вещи, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение вещи произошли вследствие действия непреодолимой силы (ч.2 ст.889);
  • гостиница отвечает как хранитель, без особого о том соглашения, за утрату, недостачу или повреждение вещей, внесенных в гостиницу проживающим в ней лицом, кроме случаев, когда утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы, свойств самой вещи либо по вине самого проживающего, сопровождающих его лиц или его посетителей (ч.1 ст. 899);
  • юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ч.1 ст.999).

Во-вторых, кроме вышеперечисленных статей ГК, законодательство и судебная практика предусматривает ряд случаев, когда предприниматель:

  • освобождается от ответственности в соответствии со специальными актами законодательства (законами, транспортными уставами и кодексами, правилами оказания отдельных услуг и т.п.);
  • имеет право перенести сроки исполнения обязательств на более поздний срок (например, увеличения срока доставки товаров на время действия форс-мажорных обстоятельств);
  • не может обратить взыскание на заложенное имущество, если обязательство залогодателем не было исполнено по причинам, связанным с действием непреодолимой силы.

2.2. Освобождение от штрафных санкций по экспортным операциям

Законодательством указаны случаи, когда наступление форс-мажорных обстоятельств освобождает экспортера от обязанности уплатить штраф (п. 4 ПКМ от 29.06.2000 г. № 245).

В соответствии с законодательством, в течение 120 дней (в отдельных случаях – 180 дней) предприниматель должен обеспечить поступление валютной выручки по экспортируемому товару или обратный ввоз самого товара. По истечению этого срока образуется дебиторская задолженность по экспортным операциям. Экспортеры, допустившие задержку поступления валютной выручки из-за рубежа, а также импортеры, не обеспечившие ввоз товаров в режим «импорта» после истечения вышеуказанных сроков уплачивают штраф:

  • в размере 10 % от суммы этих непоступивших средств или товаров (работ, услуг) – при задержке до 180 дней;
  • дополнительно в размере 20 % от суммы этих непоступивших средств или товаров (работ, услуг) – при задержке от 180 до 365 дней;
  • дополнительно в размере 70 % от суммы этих непоступивших средств или товаров (работ, услуг) – при задержке более 365 дней.

В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, срок поступления выручки в иностранной валюте продлевается на период действия непреодолимой силы, подтвержденный уполномоченным органом соответствующего государства (См.: подп. «б» п. 4 ПКМ от 29.06.2000 г. № 245, подп. «г» п. 1 ПП от 03.11.2017 г. № ПП-3351 и абз. 2 п. 5 ПКМ от 09.08.2005 г. № 189). Тем не менее, применение этих штрафных санкций за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям приостанавливаются до 1 октября 2020 года (абз.1 п.8 УП-5969).

2.3. Освобождение от проведения закупочных процедур по госзакупкам

При заключении договоров для государственных нужд, государственные заказчики должны выбирать контрагентов с помощью одной из следующих закупочных процедур:

  • электронный магазин;
  • аукцион на понижение стартовой цены;
  • конкурс;
  • тендер;
  • государственная закупка у единого поставщика (естественной монополииили поставщика уникальных товаров, работ и услуг).

Однако, государственный заказчик может заключить и прямой договор, без проведения закупочных процедур, (с размещением информации на сайте http://xarid.uz/dxarid/deals?auction=Adver), если товары (работы, услуги) включены в Перечнь, указанный ПП от 27.09.2018 г. № ПП-3953, включая товары (работы, услуги), для устранения последствий непреодолимой силы и техногенных катостроф (п.15 Перечня). Аналогичные положения применяются при закупке сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования для государственных нужд при возникновении срочной потребности в товарах, необходимых для устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы по согласованию с Минфином (подп. 8 п. 5-1 ПКМ от 21.11.2000 г. №456).

Согласно УП-5969, в период действия Порядка, Минздравом и Агентством по развитию фармацевтической отрасли РУз разрешается заключение прямых договоров путем выбора наилучших предложений в отношении:

  • лекарственных средств;
  • медицинских изделий;
  • медицинской техники; а таже
  • материалов и субстанций, используемых для их производства.

2.3.1. Освобождение от проведения закупочных процедур при оказании негосудраственных медицинских услуг

В соотвтествии с ПП-4649, негосударственные медицинские организации могут оказывать медицинские услуги зараженным короновирусной инфекцией до 1 сентября 2020 г. на основе договоров, заключенных с Минздравом. Для заключения договора Минздрав определяет негосударственные медицинские организации без проведения закупочных процедур.

2.4. Порядок подтверждения форс-мажора по внешнеторговым договорам

Согласно ПКМ №63, МИВТ обладает полномочием подтверждать форс-мажор, наступивший на территории РУз только в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров (к примеру, Венская конвенция 1980 г.). Сторона, потерпевшая от форс-мажорных обстоятельств может непосредственно (или через ТПП) обратиться в МИВТ за получением Сертификата, подтверждающего наступление обстоятельств непреодолимой силы. Для этого необходимо подать  письменное заявление с указанием обстоятельств непреодолимой силы, и приложить:

(1)  заверенные в установленном порядке копии договоров и спецификаций к ним;

(2)  сведения об объемах выполненных обязательств по договору;

(3)  копия документа об уплате сбора за выдачу сертификата о подтверждении обстоятельств непреодолимой силы.

Для каждой сделки необходимо получить отдельный сертификат. Сертификат обычно выдается в течение 20 рабочих дней со дня подачи заявления. Однако УП-5969 сократил этот срок до одного рабочего дня со дня обращения (п. 22).

2.5. Изменение срока уплаты налога

Срок уплаты изменяется в форме отсрочки или рассрочки имеющейся или будущей налоговой задолженности (включая пеню и штрафы) с разовой или поэтапной уплатой (ст. 97 Налогового кодекса). Общий срок отсрочки (рассрочки) не должен превышать один год и отдельных случаях — до двух лет в следующем порядке:

  • органами государственной власти на местах в соответствии с Постановление КМ РУз от 11.2019 г. № 951 — в отношении налога за пользование водными ресурсами, налога на имущество и земельного налога; и
  • Кабинетом Министров — в отношении всех девяти видов налогов, даже если:
    • в отношении налогоплательщика-заявителя возбуждено уголовное дело по обвинению в нарушении налогового законодательства или возбуждено дело о банкротстве;
    • имеются достаточные основания, что это лицо сокроет свои денежные средства, либо соберается выехать за пределы РУз на постоянное проживание; или
    • в течении трех лет до подачи заявления были нарушены условия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки;

Причинение налогоплательщику ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога на сумму не превышающую стоимость чистых активов юридического лица без начисления процентов на эту сумму задолженности (ст. 100 НК).

Уполномоченными органами по принятию решения об изменении сроков уплаты налогов являются Кабинет Министров, налоговый комитет, таможенный комитет и органы государственной власти на местах. Согласно УП-5969, органы государственной власти на местах обязаны предоставлять предпринимателям отсрочку или рассрочку по уплате налога за пользование водными ресурсами, налога на имущество и земельного налога. При этом предосталение отсрочки (рассрочки) осуществляется на основании заявления налогоплательщика и заключения региональных подразделений Минэкономики и Минфина без предоставления дополнительных документов (абз. 3 п. 7).

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВО ВРЕМЯ КАРАНТИНА

3.1.  Административная ответственность

До внесения недавних изменений, Кодекс об Административной ответственности РУз (далее – «КоАО«) предусматривал ответственность при непринятии мер в случае аварии и действия непреодолимой силы, предусмотренных ст. 224 ТмК, которая гласит, что перевозчик обязан, среди прочего, принять меры для сохранности груза и транспортного средства.

В КоАО добавлены: (1) Принудительная мера медицинского характера в виде лечения или содержания в карантине и (2) штраф за нахождение в общественных местах без маски и правил карантина в размере до 5 БРВ (примерно US$117) и от 20 до 30 БРВ (примерно US$468 и US$700) соответственно.

3.2. Уголовная ответственность

Законом от 26.03.2020 г. № ЗРУ-613 была введена ответственность за распространение не соответствующих действительности сведений о распространении карантинных и других опасных для человека инфекций в условиях возникновения и распространения карантинных и других опасных для человека инфекций. Совершения данного деяния наказывается:

  • штрафом до 200 БРВ (примерно US$4,700); или
  • обязательными общественными работами до 300 часов; либо
  • исправительными работами до 2 лет.

Если такие сведения были распространены в средствах массовой информации, в том числе интернет, то такое деяние наказывается:

  • штрафом от 200 до 400 БРВ (примерно US$9,400); или
  • обязательными общественными работами от 300 до 350 часов; либо
  • исправительными работами от 2 до 3 лет; или
  • ограничением свободы до 3 лет; или
  • лишением свободы до 3 лет (ст.244-5 Уголовного кодекса РУз).

Кроме того, нарушение санитарного законодательства или правил борьбы с эпидемиями наказывается:

  • штрафом от 50 до 100 БРВ; или
  • лишением определенного права до 5 лет; или
  • исправительными работами до 2 лет; или
  • ограничением свободы от 1 года до 3 лет; либо
  • лишением свободы до 5 лет.

То же деяние, повлекшее смерть человека наказывается:

  • исправительными работами от двух до трех лет; или
  • ограничением свободы от трех до пяти лет;
  • либо лишением свободы от пяти до семи лет.

То же деяние, повлекшее человеческие жертвы наказывается лишением свободы от семи до десяти лет (257-1 УК).

4. ЛЬГОТЫ

В соответствии с Налоговым кодексом (далее – НК) налоговые льготы предоставляются исключительно НК. За исключением налога НДС, акцизного налога и налога за пользование недрами, налоговые льготы могут предоставляться решениями Президента только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50 % и сроком не более чем на 3 года.

4.1. Налоговые и таможенные льготы для предпринимателей

Согласно УП-5969:

  • ставки налога за пользование водными ресурсами для орошения сельхозугодий, снижаются в 2020 году на 50 процентов от установленных ставок;
  • в период с 1 апреля до 1 июля 2020 года:
  • приостанавливается начисление и уплата туристского (гостиничного) сбора;
  • для индивидуальных предпринимателей минимальная сумма социального налога снижается до 50 % БРВ в месяц;
  • размер отчисления предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией снижается с 5 до 3 %;
  • размеры сборов за право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией для предприятий общественного питания снижаются на 25 % от установленных размеров.

Налоговые органы не начисляют пеню по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами хозяйствующим субъектам, испытывающим временные трудности, а также не принимают меры принудительного взыскания налоговой задолженности. Начиная со второго квартала текущего года, сумма авансовых платежей по налогу на прибыль рассчитывается исходя из ожидаемых объемов без учета результатов предыдущего года. При предоставлении кредита (финансовой помощи) без процентов юридическим лицам доход, определяемым для целей налогообложения на основе ставки рефинансирования (базовой ставки), не облагается налогом. Cумма процентного дохода по лизингу не включается в состав совокупного дохода при исчислении налога на прибыль.

До 1 октября безвозмездная передача благотворительным общественным фондам («Махалла», «Доброта и поддержка», «Узбекистон мехр-шавкат ва саломатлик»), а также физическим лицам, нуждающихся в социальной поддержке, список которых формируется местными органами:

  • денежных средств и товаров (услуг) вычитывается при исчислении налога на прибыль юридичских лиц;
  • товаров (услуг) освобождается от НДС и не включается в объект обложения по налогу с оборота; и
  • такая безвозмездная помощь не рассматриваются в качестве дохода физических лиц.

В соответствии ПП-4662, в период действия Порядка Республиканская комиссия имеет право:

  • предоставлять на срок до 3месяцев льготы по НДС на отдельные товары, включенные в Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, при импорте которых не распространяется льгота по НДС (ПКМ №49 от 25.02.2011 г.);
  • уменьшения до 0 процентов ставок таможенных пошлин и акцизного налога на срок до 3 месяцев при импорте отдельных видов товаров первой необходимости с формированием их перечня.

До конца этого года:

  • туризм и авиационная промышленность освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество. Они будут платить только социальный налог по сниженной ставке в 1%;
  • Плательщики НДС с ежемесячным оборотом не более 1 млрд. сумов и использующие электронные счета-фактуры могут рассчитывать и оплачивать НДС ежеквартально;
  • использование повышенных ставок по отношению к неиспользованным производственным площадям, нежилым зданиям при уплате налога на имущество и земельного налога приостановлено.

Правительство также приостанавливает исчисление фиксированной суммы подоходного налога с физических лиц и социального налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, которые были вынуждены приостановить свою деятельность во время действия Порядка.

До 1 октября этого года малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые приостановили свою деятельность или доходы которых сократились на 50% и более по сравнению с первым кварталом этого года, имеют право на беспроцентную отсрочку (рассрочку) следующих налогов:

  • налог с оборота, налог на имущество, земельный налог, налог на воду — с рассрочкой на 12 месяцев;
  • социальный налог — с рассрочкой на 6 месяцев.

С 1 апреля 2020 года Государственный таможенный комитет (Далее – ГТК) внедряет механизм таможенного оформления импортируемых продовольственных товаров в ускоренном порядке, в том числе, до прибытия товаров на территорию РУз. Также ГТК, в порядке исключения, организует «зеленые» коридоры для необходимых товаров, в отношении которых не взимаются таможенные пошлины:

  • лекарственных средств;
  • медицинских изделий;
  • медицинской техники; а также
  • материалов и субстанций, используемых для их производства.

До конца этого года для ввоза товаров первой необходимости применяются нулевые ставки таможенных пошлин и акцизного налога. Товары и материалы, необходимые для строительства и функционирования лечебно-карантинных учреждений противодействия COVID-19, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, в том числе НДС. Ввоз экспресс-тестов для обнаружения COVID-19 также освобождается от таможенных пошлин.

Впредь предприниматели могут экспортировать товары без гарантийного платежа при имеющейся просроченной дебиторской задолженности до 10 % от общего экспорта товаров за отчетный год и осуществлять разовые операции по импорту технологического оборудования и сырьевых товаров в обмен на погашение просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям.

4.1.2. Налаговые льготы для физических лиц

С 1 апреля 2020 года доходы физических лиц от благотворительных организаций освобождаются от налогооблажения. Индивидуальное декларарирование ции доходов физических лиц за 2019 год продлевается до 1 августа 2020 года. Срок уплаты налога на имущество и земельного налога физических лиц продлевается до 15 октября 2020 года. Более того физические лица имеют право на беспроцентную отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц, полученных от сдачи в аренду.

Введен порядок, согласно которому в 2020 году, сумма материальной помощи, не облагаемой налогом на доходы физических лиц, выплачиваемая работнику, увеличивается с 4,22 до 7,5-кратного минимального размера оплаты труда. С 1 мая 2020 года выплата пенсий работающим пенсионерам осуществляется напрямую внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов. Суммы задолженности пенсионеров по излишне выплаченным пенсиям по состоянию на 20 апреля 2020 года списываются.

4.2. Льготные сроки для выплат по кредитам

До 1 октября 2020 года Правительство ввело мораторий на банкротство предприятий, столкнувшихся с финансовыми трудностями в связи с мерами по противодействию COVID-19. Коммерческие банки будут предоставлять отсрочку по выплате задолженности по кредитам на срок до 1 октября 2020 года на общую сумму 5 трлн сумов (без начисления штрафных санкций), выданным:

  • туристическим операторам;
  • субъектам гостиничного бизнеса;
  • транспортно-логистическим компаниям; и
  • другим предприятиям туристической отрасли; а также
  • хозяйствующим субъектам, столкнувшимся с финансовыми трудностями из-за введения ограничений по внешнеторговым операциям.

Банки также предоставят предпринимателям кредиты для пополнения оборотных средств, в том числе, для насыщения потребительского рынка товарами первой необходимости.

До 1 октября 2020 года Государственный фонд поддержки предпринимательства обеспечивает:

  • поручительство в размере до 75% от суммы долга, но не более 10 млрд. сумов в отношении кредитов на пополнение оборотных средств, открытых для предпринимателей;
  • компенсация процентных расходов по кредитам на пополнение оборотного капитала с процентной ставкой, не превышающей 1,75 раза базовой ставки Центрального банка;

Фонд реконструкции и развития продлил сроки погашения ресурсов, выделенных коммерческим банкам для рефинансирования займов, по которым была предоставлена отсрочка платежа. Антикризисная комиссия продлит сроки исполнения инвестиционных обязательств из-за ограничительных мер, введенных для противодействия COVID-19.

Порядок компенсации Государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности процентных расходов по кредитам коммерческих банков распространяется также на действующие кредитные договоры субъектов предпринимательства.

Центральный банк предоставит коммерческим банкам дополнительные 2,6 трлн. сумов ликвидности, ослабив требования к обязательным резервам и вводя специальный механизм обеспечения ликвидности в размере 2 трлн. сумов на срок до 3 лет.

Центральный банк также отсрочил 7,9 трлн. сумов задолженности по кредитам юридических лиц. Объем дополнительно реструктурированных платежей по кредитам организаций, столкнувшихся с финансовыми трудностями в связи с COVID-19, составил 7 трлн. сумов, а объем пролонгированных платежей по кредитам физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, подлежащих выплате в ближайшие 6 месяцев 2020 года, составляет 4,7 трлн. сумов.

Правительство рекомендовало Центральному банку упростить процедуры предоставления отсроченных платежей коммерческими банками по кредитам предпринимателей и юридических лиц, которые столкнулись с финансовыми трудностями, и неприменения штрафов за просрочку в связи с карантинным режимом. Коммерческими банки до 1 октября 2020 года отсрочат платежи по кредитам тем лицам, которые столкнулись с финансовыми трудностями. Стоит отметить, что сумма процентов, начисленных и отсроченных коммерческими банками по кредитам, не включается в совокупный доход при расчете налога на прибыль в течение периода отсрочки.

5. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

5.1. удаленный режим трудовой деятельности

В соответсвии с установленным Порядоком, работодатели обязаны отправить в трудовой отпуск сотрудников и принять меры по переводу на удаленный режим трудовой деятельности («онлайн» или дистанционный режим).

Работодатели должны:

  • соблюдать допуск посетителей только с медицинской маской и применением медицинских средств;
  • измерять температуру сотрудников на рабочих местах и незамедлительно доводить информацию о сотрудниках с высокой температурой до органов здравоохранения;
  • принимать меры по информированию о лицах, контактировавших с зараженным коронавирусной инфекцией сотрудником и проведению дезинфекции мест пребывания заболевшего лица;
  • осуществлять содействие сотрудникам в соблюдении требований нахождения в режиме изоляции.

Правительство автоматически продлевает выплату пособий по уходу за ребенком и материальной помощи, сроки которых заканчивается в марте — июне этого года. Антикризисный фонд покрывает расходы, связанные с таким продлением.

Во время карантинных мероприятий Перечень основных продуктов питания и средств гигиены для бесплатного предоставления одиноким пожилым людям и инвалидам, нуждающимся во внешнем уходе, дополняется комплектами одноразовых масок, антисептиков и антибактериального мыла.

Антикризисная комиссия создаст условия для работников, которые продолжают работать на производстве, обеспечив санитарно-эпидемиологический контроль. Учреждения здравоохранения будут постоянно следить за этими работниками.

5.2. Порядок перевода на удаленный режим

В соответствии с Положением (МЮ рег. 3228 от 28.03.2020 г), работодатель, оформив соответствующий приказ, может перевести работника на:

  • дистанционную работу;
  • гибкий график работы; или
  • работы на дому.

Основанием принятия соответствующего приказа является внесение изменений в трудовой договор с работником. Дистанционная работа – это метод исполнения трудовых обязательств работника, в соответствии с трудовым договором, за пределами постоянного места работы (территории или объекта) под прямым или косвенным контролем работодателя.

5.3. Санитраные правила осуществления трудовой деятельности во время пандемии

Государственный контроль над соблюдением Санитарных правил осуществляют органы государственного санитарного надзора РУз. Работа по профилактике COVID-19 должна быть реализована работодателями по следующим направлениям:

  • предотвращение заноса инфекции в организацию;
  • принятие мер по недопущению распространения COVID-19 среди работников;
  • осуществление организационно-технических мероприятий по предотвращению заражения работников;
  • другие организационные мероприятия по предотвращению заражения работников.

В рамках профилактических мер рекомендуется осуществлять следующие действия:

  • организация «входного фильтра» перед ежедневным началом рабочей смены с проведением проверки температуры тела.
  • уточнение состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним.
  • вести учет лиц, отстраненных от работы в связи с симптомами вирусной инфекции.
  • организация при входе в организацию «дезинфекционного барьера».
  • ограничение доступа в организацию лиц, не связанных с его деятельностью.
  • внедрение электронного взаимодействия, а также использование телефонной связи для передачи информации.
  • прекращение проведения любых массовых мероприятий.
  • обеспечение работников запасом одноразовых масок. Повторное использование одноразовых масок, перчаток, а также использование увлаженных салфеток не допускается.
  • проведение ежедневной влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования.
  • дезинфекция всех контактных поверхностей каждые 2-4 часа.
  • обеспечение организации не менее чем пятидневным запасом моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток.
  • организация регулярного проветривания (каждые 2 часа или не реже двух раз в смену) рабочих помещений.

Организация обеспечения работников централизованным снабжением едой с использованием одноразовой посуды, с целью ограничения перемещения работников во время перерывов.