Сентябрь 3, 2020

EPC и EPCM контракты в Узбекистане

Законодательство

1.Гражданский Кодекс Республики Узбекистан;

2.Закон РУз от 28.09.06 №57 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

3.Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.09.03 № 395 «О мерах по совершенствованию механизма хозяйственных отношений в капитальном строительстве»;

4.Административный регламент, утвержденный Постановлением Кабинета Министров РУз от 28.11.19 №961;

5.Административный регламент, утвержденный Постановлением Кабинета Министров РУз от 18.05.18 №370;

6.Указ Президента РУз от 13.03.20 №5963 «О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли Республики Узбекистан»;

7.Постановление Кабинета Министров РУз от 14.05.20 №283 «О мерах по дальнейшему совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан»;

8.Указ Президента РУз от 24.08.20 №6044 «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур»;

9.Указ Президента РУз от 22.05.18 №5445 «О дополнительных мерах по оптимизации порядка осуществления проектных и строительных работ в капитальном строительстве»;

10.Постановление Президента РУз от 26.08.19 №4427 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур предоставления свободных земельных участков несельскохозяйственного назначения и осуществления архитектурно-строительных работ»;

11.Постановление Кабинета Министров РУз от 20.12.99 №532 «Об обязательном страховании строительных рисков при возведении объектов за счет государственных средств и кредитов под правительственную гарантию».

EPC и EPCM – это типы контрактов, используемые в сфере строительства, в основе которых лежит сосредоточение таких элементов как проектирование (Engineering), закупка оборудования (Procurement) и строительство (Construction), а также управление (Management) в EPCM контракте. Идея такого контрактинга состоит в том, что заказчик назначает генерального подрядчика, на которого возлагает финансово-правовую ответственность в части перечисленных этапов, при этом фактически не участвуя в контроле и управлении проекта. Однако, в договоре типа EPCM заказчик кроме генподрядчика, заключает договоры с подрядчиками и участвует в управлении проекта координационным путем с генподрядчиком и другими подрядчиками. EPC контракт также иногда называется контрактом «под ключ».

Проекты по EPC/EPCM контрактам:проведенные и запланированные

Осуществляется проект «Производство синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шуртанского ГХК», общая стоимость которого 3, 733 млн. долларов США. Генеральные подрядчики — Hyundai Engineering (Республика Корея), Hyundai Engineering and Construction и Enter Engineering (Сингапур). Законодательством было разрешено применять международные стандарты по закупкам, проектированию, инженерным работам, строительству, эксплуатации, техническому обслуживанию, охране здоровья, технике безопасности и защите окружающей среды.

Ведутся активные работы по строительству комплекса производств поливинилхлорида (ПВХ), каустической соды и метанола, производства аммиака и карбамида, а также производства азотной кислоты. Стоимость проекта составляет 500,129 млн. долларов США.

Также реализуется проект «Строительство производства аммиака и карбамида», стоимость которого составляет 985,74 млн. долларов США.

Более того, реализуется проект по «Организации производства азотной кислоты», стоимость которого составляет 216,5826 млн. долларов США.

Реализован проект «Повышение энергоэффективности промышленных предприятий», объект введен в эксплуатацию в 2019 году. Заказчиком выступила УП «Андижанская ГЭС-2» АО «Узбекгидроэнерго». Генеральным подрядчиком данного проекта является консорциум компаний СП ООО «Energoresurs» и «Hunan Allonward Hydro Generating Equipment Co., LTD» (КНР). Стоимость проекта составила 5,46 млн. долларов США.

Планируется строительство атомной электростанции в 2022 году. Финансировать проект будет сама Республика Узбекистан, а также за счет госкредита России. Планируется заключение EPC контракта с «Росатом», выступающим генеральным подрядчиком.

Планируется строительство третьей ПГУ мощностью 650 МВт на Навоийской ТЭС. Сумма проекта составит 1187,4 млн. долларов США. На данный момент ведется разработка и согласование тендерной документации по отбору генерального подрядчика на условиях «под ключ».

Вид договора в Узбекистане

EPC договор отсутствует как отдельный вид договора в законодательстве Узбекистана. Данный вид контракта представляет собой смешанный договор, который может включать в себя условия таких видов соглашений как:

  • Договор строительного подряда;
  • Договор подряда на проектные и изыскательные работы;
  • Договор возмездного оказания услуг;
  • Договор поставки.

Таким образом, при составлении EPC договора стороны должны учитывать существенные условия и обязательные требования для каждого из указанных выше договоров.

Более того, Положение к Постановлению КМ от 12.09.03 № 395 предписывает некоторые условия для строительства объекта «под ключ». А именно, обязанность по обеспечению материалами, конструкциями и изделиями, необходимыми для строительства, лежит на подрядчике. Подрядчик несет имущественную ответственность в гарантийный период, установленный договором. При строительстве объектов «под ключ» финансирование осуществляется за счет аванса заказчика (до 30%), текущего финансирования (до 50% с учетом аванса), собственных средств подрядчика и кредитов банка. Расчет с подрядчиком осуществляется после окончания строительства, а также после ввода его в эксплуатацию. Также, данным Постановлением утвержден типовой договор подряда на строительство объектов «под ключ».

Предоставление земельного участка для строительства

Согласно ст.647 ГК заказчик обязан своевременно предоставить земельный участок для строительства. При этом, размер и состояние этого земельного участка должны соответствовать тем, которые указаны в договоре. Если такое указание отсутствует, то площадь и состояние земельного участка должны обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение, а также завершение в срок.

В свою очередь, в случае предоставления земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности, с 1 июля 2018 года земельные участки предоставляются в постоянное пользование для предпринимательской и градостроительной деятельности посредством единой электронной торговой площадки «E-IJRO AUKSION». Также через данную торговую площадки реализуется право постоянного владения земельными участками для осуществления инвестиционной деятельности, а именно строительство объектов недвижимости (гостиниц, развлекательных торговых комплексов т.д.).

Разрешительные процедуры на строительные работы

Необходимой предпосылкой для заключения EPC контракта является получение необходимых административных разрешительных процедур на строительство объектов.

Таким образом, например, с 1 марта 2019 года для осуществления строительно-монтажных работ уже не требуется получение разрешения, но требуется уведомить об их начале (Административный регламент, утвержденный ПКМ от 28.11.19 № 961).

Также, при перепрофилировании (изменении цели использования) и реконструкции объектов, а также при согласовании изменения внешнего вида зданий и сооружений вдоль магистральных улиц городского и районного значения (в пределах населенных пунктов), авто дорог международного и государственного значения требуется получить разрешение (Административный регламент, утвержденный ПКМ от 18.05.18 № 370).

При несоблюдении разрешительных процедур постройка будет признана самовольной постройкой. В таком случае, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее прав собственности и не вправе совершать сделки в отношении такой постройки.

СНиПы (Строительные нормы и правила)

Строительные нормы и правила также должны быть соблюдены при строительстве объектов. Установлен новый порядок, согласно которому до 31 декабря 2028 года допускается применение некоторых зарубежных нормативных документов в сфере регулирования градостроительной деятельности (Указ Президента от 13.02.20 № 5963). При этом такое допущение обусловлено тем, что такая документация должна быть адаптирована и расходы по оплате услуг зарубежных специалистов, при необходимости, должны быть покрыты со стороны заказчика. В перечень допустимых документов в области технического регулирования вошли:

  • Еврокоды (European Codes, EС);
  • Британские стандарты (British Standards, ВS);
  • Китайские национальные строительные стандарты (GB, CJ, JC, JG и др.);
  • Корейские строительные коды (Korean building code, КВС);
  • Строительные нормы и правила (СНиП);
  • Международные строительные коды США (International building code, IBC);
  • Национальные стандарты Японии (Japanese Industrial Standards, JIS).

Распределение рисков в EPC

В случае, если объект строительства разрушится или будет поврежден до его приемки заказчиком, риск за это несет подрядчик. Однако, если заказчик предварительно принимает отдельные этапы работ, то он несет риск их гибели или повреждения не по вине подрядчика.

Касаемо риска случайной гибели или порчи материалов до сдачи объекта подрядчиком несет сторона, которая их предоставила.  Однако, если наступил срок сдачи объекта и подрядчик его просрочил, то он несет риск случайной гибели и порчи материалов, даже если эти материалы были предоставлены заказчиком. И наоборот, если заказчик просрочил приемку объекта, то он несет риск случайной гибели и порчи материалов, предоставленных подрядчиком.

Минимальные требования к внешнеторговым контрактам

Если EPC/EPCM контракт заключается между резидентом и нерезидентом РУз, то такой контракт будет являться внешнеторговым. В этом случае EPC/EPCM контракт должен содержать следующие основные разделы и сведения (Приложение № 1 к ПКМ от 14.05.20 № 283):

  • Преамбула;
  • Предмет контракта;
  • Базисные условия поставки;
  • Срок поставки товара, выполнения работ и оказания услуг;
  • Цена и общая сумма контракта;
  • Условия платежа;
  • Происхождение товара, место выполнения работ и оказания услуг;
  • Ответственность сторон;
  • Реквизиты сторон.

Если текст составлен на иностранном языке, то он должен быть переведен на государственный  язык или язык, выбранный иностранным партнером и заверен в установленном порядке.

Правовое регулирование

Статья 1158 ГК РУз дает свободу сторонам выбрать применимое право в договоре, если это не противоречит законодательству, международным документам и самому ГК. Однако, сторонам стоит учитывать, что в EPC/EPCM контрактах отношения, касаемые проектных и изыскательных работ, а также строительства, согласно ГК РУз, будут регулироваться ГК РУз и законодательством Узбекистана, вне зависимости от применимого права, указанного в договоре.

Лицензирование деятельности

Определенные виды деятельности в сфере строительства подлежат лицензированию. Таким образом, подрядчик, оказывающий услуги по одной из нижеприведенных деятельностей, должен иметь лицензию на данный вид деятельности.

  1. Проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (упрощенный порядок лицензирование по принципу «одно окно») (Приложение № 2 к ПКМ от 12.06.18 №444);
  2. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств (Приложение № 6 к ПКМ от 24.09.03 № 410);
  3. Разработка архитектурно-градостроительной документации (Приложение № 1 к ПКМ от 07.05.19 № 381);
  4. Производство ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма (Приложение № 3 к ПКМ от 24.09.03 № 410);
  5. Проектирование, строительство сетей телекоммуникаций (упрощенный порядок лицензирование по принципу «одно окно») (Приложение № 2 к ПКМ от 22.11.2000 №458).

Важно отметить, что с 1 января 2021 года отменяется ряд лицензируемых видов деятельности (Указ Президента от 24.08.20 № 6044). В сфере строительства это:

  1. Проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт мостов и тоннелей;
  2. Проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт оборонных объектов;
  3. Проектирование, монтаж, накладка, ремонт и техническое обслуживание средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации (проектирование – отмена лицензии; монтаж, накладка, ремонт и обслуживание – отмена лицензии и внедрение уведомительного порядка).

Также с 1 января 2021 года Указом Президента № 6044 порядок лицензирования будет производиться через информационную систему «Лицензия».

Примечательно, что Министерство строительства без соответствующего разрешения может допускать подрядчиков для реализации проектов «под ключ» методом «fast-track» ( одновременное проектирование, закупка и строительные работы) при условии возложения полной ответственности на подрядчика (Указ Президента от 22.05.18 № 5445).

Более того, с 1 октября 2019 года в части осуществления архитектурных и строительных работ не требуется обязательная экспертиза градостроительной документации объектов строительства, за исключением финансируемых за счет централизованных источников (Постановление Президента от 26.08.19 № 4427).

Безопасность ведения строительных работ

При строительстве объекта подрядчик обязан соблюдать законодательство по охране окружающей среды, а также он несет деликтную ответственность за безопасность проводимых работ (ст. 678 ГК).

Страхование

Если в договоре не указано иное, то подрядчик обязан за свой счет застраховать объект или комплекс работ. Сторона, которая производит страхование, обязана представить доказательства договора страхования с данными о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках (ст. 669 ГК).

Также, подрядчик, нанимая на работу на опасном производственном объекте, должен произвести обязательное страхование за причинение вреда в случае аварии на таком объекте (Закон РУз от 28.09.06 № 57).

Более того, в обязательном порядке должно страховаться возведение объектов строительства, финансируемое за счет государственных средств и кредитов под правительственную гарантию. А именно, финансирование будет производиться только при наличии договоров и полисов страхования (ПКМ от 20.12.99 № 532).

Неустойка и убытки в части строительных работ

Для этой информации, пожалуйста перейдите на страницу  http://azizovpartners.uz/wp-admin/post.php?post=2273&action=edit

В чем бизнес интерес потенциального инвестора?

Согласно статье 36 Закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» № 598, Правительством РУз может быть предоставлена инвестиционная субсидия в форме необходимых инженерно-коммуникационных условий. То есть, правительством можем быть построена внешняя инженерно-коммуникационная сеть, подводящаяся к объекту инвестиционной деятельности.

Также, статья 19 данного Закона при ухудшении условий инвестирования гарантирует применение в течение 10 лет законодательства, действовавшего на момент инвестирования. Инвестор имеет право применять только те положения законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.

В Узбекистане имеется ряд льгот. Стоит отметить, льготы, применяемые к предприятиям с иностранными инвестициями. А именно, налогооблагаемая прибыль юридических лиц уменьшается на сумму:

  • средств, направляемых на расширение основного производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, а также на погашение кредитов, полученных на эти цели;
  • средств, направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, приобретение нового технологического оборудования, погашение кредитов, выданных на указанные цели, возмещение стоимости объекта лизинга.

Более того, введены льготы по налогу на прибыль, льготы по НДС по производимым и реализуемым товарам, льготы по земельному налогу, льготы по налогу за пользование водными ресурсами, за пользование недрами, по налогу на имущество, льготы для плательщиков налога с оборота, по таможенным платежам.