Сентябрь 7, 2020
Инфраструктурные проекты в Узбекистане
1. Спектр проводимых и запланированных проектов в сфере инфраструктурных проектов
1.1. Проекты по строительству железных дорог
1.3. Проекты по строительству автомобильных дорог
2.1. Правовая база проводимых инфраструктурных проектов
3. Преимущества отрасли в Узбекистане и исходящий из них бизнес интерес потенциального инвестора
1. Спектр проводимых и запланированных проектов в сфере инфраструктурных проектов
1.1. Проекты по строительству железных дорог
Одним из наиболее крупных и стратегически важных проектов в транспортном секторе является строительство железной дороги Узбекистан-Киргызстан-Китай. Этот транспортный коридор отличается своей небольшой протяженностью, а также возможностью удобного выхода на море. Железная дорога значительно улучшит транспортное сообщение между странами. Актуальность данного проекта также обусловлена необходимостью в безопасном и надежном виде транспорта для перевозки грузов во время пандемии, коими стали железные дороги.
Предполагается, что железная дорога будет проходить в труднодоступных местах, в частности по горной местности. На данный момент стороны ведут активные переговоры по выбору самого оптимального маршрута железной дороги, а так же по различным аспектам технического, инвестиционного и финансового характера.
Проект включен в Комплексную Программу совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018 — 2022 годы, утвержденную Постановлением Президента Узбекистана №ПП-3422 от 02.12.2017.
Ниже приводится таблица по некоторым перспективным проектам в данной отрасли. Таблица предоставлена Министерством транспорта Узбекистана.
Постановлением Кабинета Министров №48 от 18.01.2019 была утверждена Концепция внедрения технологий «Умный город«. Одна из ее задач — решение проблем, связанных с инженерно-коммуникационным состоянием городов, и обновление изношенной и морально устаревшей городской инфраструктуры. Так, концепция предусматривает внедрение «умных» систем в разных отраслях, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Один из проектов предусматривает как раз внедрение «умной» системы водоснабжения в городе Ташкенте. Французская компания SUEZ International выиграла тендер на семилетний проект по обновлению системы водоснабжения города Ташкента. Стоимость проекта равняется 185,4 млн. евро, из них 142 млн. евро будут освоены за счет кредитов ведущих европейских банков.
Проект считается пилотным в данной отрасли. В системе мониторинга водоснабжения планируется использование «умных» и цифровых инструментов управления. Путем внедрения технологий, соответствующих последним мировым стандартам, будет оптимизировано потребление воды. Эти технологии помогут вовремя определить утечки воды и участки, нуждающиеся в ремонте. Новая система водоснабжения будет нацелена в первую очередь на первоклассное обслуживание потребителей. Об этом сообщается на официальном сайте компании.
1.3. Проекты по строительству автомобильных дорог
Как указывал еще в 2019 году в своей речи Президент Ш. Мирзиёев «по автомобильным дорогам осуществляется перевозка 98 процентов всех грузов и 88 процентов пассажиров». Соответственно, развитие автодорожной инфраструктуры является приоритетным. Тогда же Президентом были даны указания по реализации на основе такого партнерства 18 крупных проектов, охватывающих 1,6 тысячи километров дорог международного и государственного значения. Проекты в сфере дорожного строительства финансируются такими крупными международными финансовыми институтами, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Саудовский фонд развития и Кувейтский фонд арабского экономического развития.
2.1. Правовая база проводимых инфраструктурных проектов
Правовую базу совершенствования систем водоснабжения в Узбекистане составляет Указ Президента №УП-5883 от 26.11.2019 » О мерах по совершенствованию управления водными ресурсами Республики Узбекистан для повышения уровня обеспеченности населения питьевой водой и улучшения ее качества», а также Постановление Президента №ПП-4536 от 26.11.2019 «О дальнейшем совершенствовании системы водоснабжения республики».
Правовой основой обновления автомобильных дорог стал Указ Президента №УП-5890 от 09.12.2019 «О мерах по глубокому реформированию системы дорожного хозяйства Республики Узбекистан». Активное сотрудничество с зарубежными инвесторами в этой сфере предусматривает так же Постановление Президента №ПП-4035 от 27.11.2018 «О мерах по внедрению передовых зарубежных методов организации работ в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог». Органом государственного контроля в данной отрасли является Инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта Республики Узбекистан.
2.2. Государственный контроль в сфере реализации инфраструктурных проектов. Процесс либерализации и модернизации
Государственный контроль над этими отраслями осуществляется в общем порядке как и для всей отрасли строительства:
- Лицензирование;
- Государственная экспертиза;
- Разработка и выдача архитектурно-планировочного задания (АПЗ) для проектирования всех видов строительства;
- Согласование проектно-сметной документации;
- Уведомление о начале строительно-монтажных работ;
- прочее.
Но в настоящее время государственный контроль в сфере строительства проходит период либерализации. Так с января 2021 года отменяются ряд лицензий и разрешительных требований: например, лицензирование проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта мостов и тоннелей; заключение экспертизы по проектам и работам по приемке в эксплуатацию объектов, продукции и технологий в части соответствия их установленным требованиям в сфере железнодорожного транспорта и т.д. Кроме того, с 1 марта 2020 года отменяются требования по осуществлению государственного строительного контроля объектов капитального ремонта, за исключением объектов, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы.
Также поэтапно отменяются существующие процедуры приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов с внедрением порядка выдачи разрешений на их эксплуатацию Инспекцией и территориальными инспекциями в сроки:
- для объектов низкой категории риска независимо от источников финансирования — с 1 мая 2020 года;
- для объектов, финансируемых за счет средств субъектов государственных закупок, — с 1 января 2022 года;
- для объектов, финансируемых за счет иных источников, — с 1 января 2021 года.
C 1 апреля 2020 года внедряется усовершенствованный порядок государственного строительного контроля, исходя из категорий рисков и функционального назначения объектов:
- к экспертизе проектной документации, порядку и периодичности госстройконтроля предъявляются дифференцированные требования в зависимости от их категорий рисков и функционального назначения объектов;
- по объектам низкой категории риска и индивидуальному жилищному строительству отменяются обязательная экспертиза проектной документации, авторский надзор и госстройконтроль. Вместо этого внедряется инструментальное техническое обследование на соответствие объекта требованиям законодательства в области строительства, которое проводят территориальные инспекции по контролю в сфере строительства при региональных подразделениях Минстроя по завершении стройки;
- усиливаются квалификационные требования и ответственность инспекторов Инспекции по контролю в сфере строительства при Минстрое и территориальных инспекций, а также лиц, осуществляющих технический и авторский надзор объектов с повышенной категорией риска;
- в течение 2020 года поэтапно внедряются современные IT-инструменты, в том числе электронный документооборот в рамках госстройконтроля в Национальной информационной системе «Прозрачное строительство». С 1 июня в Ташкенте в пилотном режиме запустят подсистему «Контроль в строительстве».
3. Преимущества отрасли в Узбекистане и исходящий из них бизнес интерес потенциального инвестора
Указ Президента №УП-5890 от 09.12.2019 «О мерах по глубокому реформированию системы дорожного хозяйства Республики Узбекистан» внес ряд новшеств и упрощений в сфере дорожной инфраструктуры. Так, с 1 января 2020 года:
- договора по вновь начинаемым объектам на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, а также осуществление технического надзора в отношении дорожно-строительных работ заключаются исключительно по итогам конкурса (тендера), проводимого в соответствии с законодательством о государственных закупках;
- консалтинговые услуги (технический надзор) в отношении дорожно-строительных работ могут осуществляться независимыми организациями на условиях аутсорсинга в соответствии с международной практикой, включая положения FIDIC;
- функции заказчика по строительству и ремонту городских улиц г. Ташкента осуществляет, в порядке эксперимента, хокимият г. Ташкента.
А также с 1 января 2020 года отменяются требования, согласно которым:
- организациями по проектированию строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, региональных автомобильных дорог и мостов являются только ООО «Йул лойиха бюроси», АО «Боштранслойиха» и ГУП «Институт по проектированию автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений»;
- заказчиком по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений является УП «Дирекция по строительству и реконструкции автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений»;
- подрядными организациями по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования и региональных автомобильных дорог и мостов являются только структурные подразделения Комитета и УП «Трест «Куприккурилиш»;
- требуется получение лицензии на право осуществления деятельности в сфере реализации нефтебитума дорожных марок.
Согласно Указу Президента УП-5963 14 марта 2020 года вплоть до 31 декабря 2028 года в Узбекистане одновременно с национальными актами могут применяться и зарубежные нормативные документы в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности.