Ноябрь 19, 2020

Государственный контроль в сфере строительства

1. Введение

2. Система органов государственного управления в сфере строительства

3. Общий контроль строительства в Республике Узбекистан

3.1.  Министерство строительства Республики Узбекистан

3.2.  Инспекции по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан

4. Контроль строительства в энергетической сфере в Республики Узбекистан

4.1.  Министерство энергетики Республики Узбекистан

4.2.  Инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики Республики Узбекистан

4.3.  Инспекция по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики Республики Узбекистан

4.4.  Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан

5. Контроль строительства над объектами автодорожной инфраструктуры в Республике Узбекистан

5.1. Министерство транспорта Республики Узбекистан

5.2. Комитет по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Республики Узбекистан

5.3. Инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта Республики Узбекистан

6. Контроль над строительством водных сооружений в Республике Узбекистан

6.1. Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан

6.2. Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан

7. Другие органы государственного управления, осуществляющие контрольные функции в строительной сфере

7.1. Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

7.2. Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам

7.3. Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды

7.4. Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан

8. Вывод

1. Введение

Строительный рынок в Узбекистане является динамично развивающейся отраслью экономики, особенно в последнее время. Общеизвестно, что строительство промышленных объектов является сложным процессом, который требует контроля органов государственного управления различных уровней. Вмешательство со стороны государственных органов в регулирование строительства необходимо для защиты общественных интересов и развития отдельных секторов экономики. Каждый орган государственного управления осуществляет контроль над строительным сектором по своим направлениям, что может создать сложности в понимании их функций. По этой причине мы решили коротко описать функции органов государственного управления в сфере строительства, чтобы сформировать комплексное представление об органах государственной власти в процессе строительства.

2. Система органов государственного управления в сфере строительства

На сегодняшний день сформировалась трехступенчатая система управления строительного сектора в Узбекистане, которая состоит из:

  1. Министерств, регулирующих строительство по своим направлениям:
    1. Министерство строительства Республики Узбекистан;
    2. Министерство энергетики Республики Узбекистан;
    3. Министерство транспорта Республики Узбекистан;
    4. Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан;
  2. Государственные комитеты, регулирующие смежные со строительством сферы (охрана окружающей среды, регистрация прав на недвижимость, использования и охраны недр и обеспечение безопасности промышленных объектов):
    1. Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;
    2. Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;
    3. Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;
    4. Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан.
  3. Государственные инспекции при вышеуказанных министерствах, которые осуществляют непосредственные контрольные функции, выдачу разрешительных документов и др.

Общая схема данных органов государственной власти, имеющие контрольные функции в сфере строительства дана в приложении №1.

В сфере строительства сформировалась система государственного контроля, при этом выделяются следующие формы контроля:

  1. Регулирование технического сектора (организация системы стандартов качества и безопасности);
  2. Предоставление разрешительных документов на строительство объектов;
  3. Организация экспертизы (проверка проектной документации, проверка экологической сферы);
  4. Регулирование образования цен и составление сметной документации при строительстве.

Далее будет показаны основные функции министерств и инспекции, подчиненных данным министерствам, и государственных комитетов.

3. Общий контроль строительства в Республике Узбекистан

3.1.  Министерство строительства Республики Узбекистан

Специальным уполномоченным органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в сфере архитектуры и строительства в Республике Узбекистан является Министерство строительства Республики Узбекистан (далее – «Министерство строительства»). Министерство строительства было образовано в 2018 году и действует согласно  Положению о Министерстве строительства Республики Узбекистан (ПКМ от 31 июля 2018 года № 603). Согласно Положению о Министерстве строительства Республики Узбекистан оно осуществляет следующие функции:

внедряет в строительную деятельность энергоэффективные и энергосберегающие инновационные проекты, решения, строительные материалы, современные строительные технологии и инновационные проекты;

координирует деятельность подрядных организаций и ведет мониторинг их деятельности;

устанавливает совместно с заинтересованными министерствами при строительстве объектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений, постоянный контроль за формированием цен, не допуская их искусственного завышения;

внедряет передовые технологии в области строительства, обеспечивающие снижение стоимости строительства и рациональное использование ресурсов;

создает новые концепции в сфере проектирования и строительства;

координирует проектное дело и строительную деятельность;

организуют разработку индивидуальных, типовых, повторно применяемых и экспериментальных проектов и проектных решений;

проводит в пределах своей компетенции мониторинг, проверок, обобщает их результаты, а также разрабатывает и принимает меры, направленные на совершенствование деятельности ведущих проектно-изыскательских организаций;

анализирует планы работы и бизнес-планы ведущих проектных организаций и принимает меры по совершенствованию планирования их деятельности;

осуществляет контроль за соблюдением лицензионных требований и условий в пределах своей компетенции;

по результатам изучения дает письменные предписания об устранениях выявленных недостатков;

обеспечивает разработку мер по повышению роли и ответственности авторского надзора при реализации градостроительной документации;

проводит экспертизу градостроительной документации;

создает централизованную базу данных, пополняемую информацией о соблюдении лицензиатами лицензионных требований и условий;

осуществляет аккредитацию юридических лиц, занимающихся проведением экспертизы строительных проектов;

изучает проблемы в системе нормирования и внедрении инновационных технологий в строительстве;

обеспечивает гармонизацию национальных нормативных документов с международными нормами, правилами и стандартами в строительстве на основе их изучения и анализа;

обеспечивает разработку и утверждение градостроительных норм и правил в области градостроительства и градостроительной деятельности, а также в установленном порядке выступает заказчиком по их разработке;

формирует базу данных организаций строительной индустрии и других участников инвестиционной деятельности, а также информационную базу сведений о строительных материалах, конструкциях и изделиях;

осуществляет государственное регулирование в области оценки соответствия в системе градостроительства, а также при ввозе, производстве и реализации строительных материалов в порядке, установленном законодательством.

Как видно из выполняемых функций Министерства строительства, оно является центральным регулятором в строительной сфере в Республике Узбекистан. В структуру Министерства строительства также входит Инспекция по контролю в сфере строительства. Министерство строительства включает в свою структуру Инспекцию по контролю в сфере строительства .

3.2.  Инспекции по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан

Контроль за соблюдением требований нормативных документов технического регулирования в области строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, градостроительных норм и правил на территории Республики Узбекистан осуществляется Инспекцией по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан (далее — «Инспекция по контролю в сфере строительства»). Согласно ПП-4586 от 5 февраля 2020 года «О мерах по коренному повышению качества производства строительно-монтажных работ и совершенствованию системы контроля в строительстве» имеет право:

приостанавливать строительно-монтажные работы и требовать осуществления демонтажных работ в случаях выявления конструктивных нарушений, влияющих на сейсмостойкость зданий и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека;

выдавать юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных правонарушений с установлением соразмерных сроков их исполнения, требуемых на устранение нарушений на объекте, но не более 60 дней;

направлять представления в соответствующие органы и организации для решения вопроса о приостановлении, прекращении и аннулировании действия лицензий и разрешительных документов на осуществление деятельности в сфере проектирования и строительства;

направлять представления в соответствующие органы и организации о приостановлении выпуска, реализации и применения строительных материалов и изделий в случаях выявления на объектах применения некачественных строительных материалов и изделий, влияющих на сейсмостойкость зданий и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека.

Инспекция по контролю в сфере строительства, как видно из его функций  осуществляет непосредственный контроль по соблюдению технических и строительных норм и может вмешиваться в строительно-монтажные дела при выявлении правонарушений.

4. Контроль строительства в энергетической сфере в Республики Узбекистан

4.1.  Министерство энергетики Республики Узбекистан

Органом государственного управления, который играет важную роль в реализация единой энергетической политики, направленной на обеспечение энергетической безопасности страны и удовлетворение растущей потребности отраслей экономики и населения страны в энергоресурсах является Министерство энергетики Республики Узбекистан (далее — «Минэнерго»). Минэнерго осуществляет контроль над строительством объектов топливно-энергетической отрасли. Согласно Положению о Министерстве энергетики Республики Узбекистан (ПКМ от 9 февраля 2019 года № 108), Министерстве энергетики имеет следующие функции:

руководит деятельностью инспекции в области контроля за использованием нефтепродуктов и газа, обеспечивает соблюдение технологических требований при монтаже и эксплуатации объектов (установок) добычи, переработке, транспортировке, хранении нефти, газа и газового конденсата, а также производстве, транспортировке и потреблении электрической энергии, добыче угля;

осуществляет контроль за соблюдением лицензионных требований и условий в пределах своей компетенции;

в порядке, установленном законодательством, выдает лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в сфере энергетики;

в установленном порядке принимает меры по приостановлению, прекращению, аннулированию и отзыву выданных лицензий;

участвует в пределах своей компетенции в разработке проектов программ социально-экономического развития республики;

обеспечивает разработку и реализацию инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в сферах нефти, газа, электроэнергетики, использования атомной энергии в мирных целях и угольной промышленности;

реализует права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Министерства и его подведомственных организаций, осуществляет управление принадлежащими Республике Узбекистан и переданными в управление Министерства акциями (долями в уставных фондах) акционерных обществ, назначает представителей государства в органах управления этих юридических лиц и обеспечивает контроль за их деятельностью;

координирует работы по строительству объектов возобновляемых источников энергии.

В структуру Министерства энергетики также входят Узбекская государственная инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа, Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору в электроэнергетике, Агентство по развитию атомной энергетики.

4.2.  Инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики Республики Узбекистан

Инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (далее – «Узнефтегазинспекция») является уполномоченным органом по осуществлению государственного контроля в сфере добычи, переработки, транспортировки распределения, реализации и использования нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки и в своей деятельности подотчетно Министерству энергетики Республики Узбекистан.

Согласно Положению об Инспекции по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (ПКМ от 24 июня 2019 года № 520), Узнефтегазинспекция имеет следующие функции:

осуществляет государственный контроль за соблюдением участниками соглашений о разделе продукций требований законодательных и иных нормативно-правовых актов в сфере добычи, переработки, транспортировки, распределения, реализации и использования нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки, а также обеспечения их количественной и качественной сохранности;

осуществляет контроль за соблюдением потребителями и поставщиками нефти, нефтепродуктов и газа требований:

законодательства и нормативных документов в области технического регулирования по рациональному и эффективному использованию нефти, нефтепродуктов и газа;

технологической эксплуатации объектов (установок) добычи, переработки, транспортировки, хранении нефти, нефтепродуктов и газа;

осуществляет процедуры разрешительного характера и техническое регулирование в сфере добычи, переработки, транспортировки, распределения, реализации и использования нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки, а также по проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с применением соответствующих мер воздействия в установленном порядке;

выдает заключения о соответствии применяемых технологий и оборудования показателям энергоэффективности, а также об использовании альтернативных видов топлива топливопотребляющим организациям, использующим 100 000 и более кубометров природного газа в год, и технологическим нефтегазовым объектам (установкам) для комплексного опробования оборудования, режимно-наладочных работ и работ по очистке газопроводов при применении природного газа в качестве среды;

по обращениям хозяйствующих субъектов, осуществляет осмотр и изучение топливопотребляющего оборудования и установок на соответствие нормативно-техническим требованиям;

проводит технические освидетельствования и участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию в части соблюдения технологических требований законченных строительством нефтегазовых объектов.

Как видно из функции Узнефтегазинспекции, данный орган осуществляет контроль весь процесс нефтегазовой отрасли, т.е. строительства объектов в данной сфере и их деятельность.

4.3.  Инспекция по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики Республики Узбекистан

Инспекция по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (далее – «Узэнергоинспекция») является уполномоченным органом по осуществлению государственного контроля в сфере производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии, а также использования угля и в своей деятельности подотчетна Министерству энергетики Республики Узбекистан. Согласно Положению об Инспекции по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (ПКМ от 24 июня 2019 года № 520) Узэнергоинспекция осуществляет контроль за:

техническим состоянием и организацией эксплуатации электроустановок объектов электроэнергетики и потребителей, выполнением требований технической эксплуатации электроустановок и техники безопасности при их эксплуатации, а также иных нормативно-правовых актов и технических правил и норм, предусматривающих аналогичные требования;

техническим состоянием и организацией эксплуатации теплоустановок объектов электроэнергетики и потребителей, выполнением требований технической эксплуатации теплоустановок и техники безопасности их эксплуатации, а также иных нормативно-правовых актов и технических правил и норм, предусматривающих аналогичные требования;

соблюдением организациями, в ведении которых находятся объекты электросетевого хозяйства, особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства;

качеством выполнения пусковых и режимно-наладочных работ в электроустановках и теплоустановках юридических лиц;

проведением организациями объектов электроэнергетики и потребителями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;

осуществляет при необходимости контрольные испытания (измерения) новых и реконструированных электроустановок;

участвует в составе государственных приемочных комиссий в приемке в эксплуатацию вновь вводимых и реконструированных объектов электроэнергетики;

согласовывает проекты внешнего и внутреннего электроснабжения и теплоснабжения объектов электроэнергетики и потребителей в части обеспечения безопасности производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии;

участвует в процедуре подключения новых и реконструированных энергоустановок объектов электроэнергетики и потребителей в части определения их готовности к эксплуатации.

Кроме этого, согласно Положению об Инспекции по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики Республики Узбекистан, по завершении работ по строительству, модернизации и реконструкции в объектах электрохозяйства напряжением 0,4 — 500 кВ АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и АО «Региональные электрические сети», а также предприятия, входящие в их структуру, проводят технический осмотр электроустановок и составляют акт их соответствия требованиям технических заданий, градостроительных норм и правил, правил устройства электроустановок, а также правил пользования электрической энергией.

Функции возложенные на Узэнергоинспекция показывают, что данный орган также осуществляет контроль в сфере электроэнергетики, начиная от строительства объектов и пуско-наладочных работ до последующей эксплуатации объектов  электроэнергетики.

4.4.  Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан

Атомная отрасль является новой в энергетической отрасли Республики Узбекистан. По этой причине Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (далее —  Агентство «Узатом») начало свое существование только в 2018 году с принятием Положения об Агентстве по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (ПКМ от 13 августа 2018 года № 653). Согласно данному Положению, основными функциями деятельности Агентства «Узатом» в области мирного использования атомной энергии являются:

заключение соглашений и договоров по проектированию, строительству и эксплуатации объектов атомной энергетики с внедрением современных технологий и оборудования, соответствующих международным требованиям промышленной и экологической безопасности;

разрабатывает краткосрочные и долгосрочные программы по строительству и эксплуатации объектов атомной энергетики с внедрением современных технологий и оборудования, соответствующих международным требованиям радиационной, ядерной, промышленной и экологической безопасности.

Агентство «Узатом», будучи новым органом государственного управления, осуществляет конроль над строительством и эксплуатацией объектов атомной энергетикой.

Можно сделать вывод, что Минэнерго и его подведомственные инспекции и агентства осуществляют государственное регулирование за производством, передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии, угля, а также за добычей, переработкой, транспортировкой, распределением, реализацией и использованием нефти, газа и продуктов их переработки. Вышеперечисленные органы также играют важную роль в повышении инвестиционной привлекательности топливно-энергетической отрасли за счет развития государственно-частного партнерства, совершенствования тарифной политики, стимулирующей формирование благоприятной конкурентной и деловой среды на рынке энергоресурсов.

5. Контроль строительства над объектами автодорожной инфраструктуры в Республике Узбекистан

5.1.  Министерство транспорта Республики Узбекистан

Органом государственного управления, обеспечивающим выработку и реализацию единой государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области развития автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного и электро транспорта, метрополитена, а также дорожного хозяйства является Министерство транспорта Республики Узбекистан  (далее – «Министерство транспорта»). Министерство транспорта осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве транспорта Республики Узбекистан (ПКМ от 19 апреля 2019 года № 336). Согласно данному Положению Министерство транспорта:

разрабатывает предложения по внедрению и развитию государственно-частного партнерства;

формирует Инвестиционные программы развития транспорта и дорожного хозяйства на среднесрочную и краткосрочную перспективу, с определением приоритетных направлений развития отрасли, а также осуществляет мониторинг хода их выполнения;

разрабатывает предложения по повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности транспорта и дорожного хозяйства;

вырабатывает предложения и прорабатывает вопросы по привлечению инвестиций, в том числе прямых, для реализации Инвестиционных программ транспорта и дорожного хозяйства.

В области проведения единой технической политики в области автомобильных дорог, обеспечения комплексного решения вопросов финансирования, проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог, аэродромов и аэропортов, вокзалов, железнодорожных и иных объектов транспортной инфраструктуры с учетом интересов пользователей:

осуществляет проведение единой технической политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства, направленной на создание инфраструктуры, отвечающей современным требованиям;

координирует работы по обеспечению экологической безопасности в сфере транспорта и дорожного хозяйства;

осуществляет контроль за исполнением требований нормативных документов в области технического регулирования в сфере транспорта и дорожного хозяйства;

проводит научно-исследовательские, проектно-конструкторские работы в сфере технического развития транспорта и дорожного хозяйства, обеспечения безопасности перевозок.

В структуру Министерства транспорта также входят Комитет по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Республики Узбекистан, Инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта Республики Узбекистан.

5.2.  Комитет по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Республики Узбекистан

Комитет по автомобильным дорогам  при Министерстве транспорта Республики Узбекистан (далее – «Комитет по автомобильным дорогам») является специально уполномоченным органом в области автомобильных дорог и является единственным заказчиком работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования. Комитет по автомобильным дорогам осуществляет свою деятельность на основании Положения о Комитете по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Республики Узбекистан (ПКМ от 19 мая 2020 года № 295), согласно которому Комитет по автомобильным дорогам:

разрабатывает нормативные документы по техническому регулированию в области проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог, а также разработки дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций с учетом современных технологий в дорожной отрасли и опыта зарубежных стран;

организует в установленном порядке рациональное и эффективное использование земельных участков на отведенных участках автомобильных дорог общего пользования;

формирует и координирует выполнение годовых программ строительства, реконструкции и ремонта дорог в зависимости от технического состояния дорог;

разрабатывает и реализует проекты в области дорожного строительства с участием международных финансовых институтов и иностранных государственных финансовых институтов, а также с привлечением донорских средств;

утверждает, изменяет и дополняет адресные листы для строительства, реконструкции и проектирования автомобильных дорог общего пользования, модернизации предприятий по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством финансов Республики Узбекистан;

утверждает, перечисляет и вносит дополнения в адресные листы на капитальный ремонт и проектирование дорог по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством финансов Республики Узбекистан;

принимает меры по долгосрочному планированию, благоустройству и развитию дорожной сети республики, исходя из потребностей экономики и населения, а также стратегических целей государства;

принимает меры по улучшению и развитию сети автомобильных дорог общего пользования республики;

Как видно из функции Комитета по автомобильным дорогам, он осуществляет главную роль в строительстве и развитии дорожной инфраструктуры страны вместе с Инспекцией по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта Республики Узбекистан.

5.3.  Инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта Республики Узбекистан

Инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта Республики Узбекистан (далее – «Уздоринспекция») является органом государственного управления, осуществляющим контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства о градостроительстве и нормативных документов в области технического регулирования в сфере проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также производства дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций. Уздоринспекция осуществляет свою деятельность на основании Положения об Инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта Республики Узбекистан (ПКМ от 19 апреля 2019 года № 337), согласно которому оно:

осуществляет контроль принятых технических решений в проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, а также надзор за качеством их разработки;

обеспечивает контроль за соответствием вносимых изменений в проектно-сметную документацию в процессе дорожного строительства требованиям нормативных документов в области технического регулирования в сфере дорожного строительства;

обеспечивает контроль за качеством выполняемых строительно-монтажных работ, их соответствие требованиям нормативных документов в области технического регулирования в сфере дорожного строительства и проектно-сметной документации;

проводит контрольные испытания, замер дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, применяемых на объекте дорожного строительства;

проводит постоянный мониторинг технического и авторского надзора, а также испытательных дорожно-строительных лабораторий;

применяет меры административного воздействия при нарушении требований законодательства о градостроительстве и нормативных документов в области технического регулирования в сфере дорожного строительства, производства дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций;

вносит в уполномоченный государственный орган предложения о приостановлении или прекращении действия выданных лицензий в сфере дорожной отрасли;

изучает полноту и качество выполненных строительно-монтажных работ согласно утверждённой проектно-сметной документации, а также их соответствие ведомостям объемов работ;

изучает соответствие исполнительной документации действующим нормативным документам;

при необходимости проводит дополнительные лабораторные испытания;

участвует в организации и развитии государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства;

проводит государственную экспертизу проектной документации в сфере дорожного строительства на договорной основе;

проводит лабораторные испытания на договорной основе;

проводит обследование, диагностику технического состояния существующих дорог и искусственных сооружений на договорной основе.

Министерство транспорта Республики Узбекистан и его подведомственные органы имеют контролирующие функции строительства и развития транспортной инфраструктуры в Республике Узбекистан, а также привлечения иностранных инвестиций в данную отрасль.

6. Контроль над строительством водных сооружений в Республике Узбекистан

6.1. Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан

Органом государственного управления, осуществляющим реализацию единой политики в сфере управления водными ресурсами, а также координацию деятельности государственных органов, органов хозяйственного управления и других организаций в области рационального использования и охраны водных ресурсов, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод является Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан (далее — «Министерство водного хозяйства»). Министерство водного хозяйства осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан (ПКМ от 3 июля 2018 года № 500), согласно которому оно:

рассматривает и согласовывает в установленном порядке проекты строительства, реконструкции, ремонта и восстановления предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов;

обеспечивает проведение проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, а также ведомственной экспертизы проектно-сметной документации по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных объектов;

организует и обеспечивает своевременную и качественную реализацию проектов по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных объектов, качественный ввод мощностей, а также приемку законченных работ в установленном порядке;

координирует деятельность проектно-изыскательских, подрядных, промышленных и других предприятий и организаций, входящих в систему Министерства водного хозяйства;

обеспечивает надежную эксплуатацию ирригационных и мелиоративных систем, крупных гидротехнических сооружений и водохранилищ, насосных станций, а также других государственных водохозяйственных объектов;

оказывает всестороннюю поддержку и содействие в развитии научно-исследовательских, проектно-изыскательских и конструкторских работ в области водного хозяйства;

определяет основные направления научно-исследовательских, проектно-изыскательских и конструкторских работ в области водного хозяйства, а также организует их выполнение на договорной основе.

Более того, в структуру Министерства водного хозяйства входит Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан.

6.2. Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан

Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан (далее – «Государственная инспекция «Госводхознадзор») является органом государственного управления, уполномоченным в области государственного надзора за безопасностью водохозяйственных объектов — гидротехнических сооружений в Республике Узбекистан, представляющих повышенную опасность при чрезвычайных ситуациях. Государственная инспекция «Госводхознадзор» действует на основании Положения о Государственной инспекции по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан (ПКМ от 12 марта 2019 года № 215).

Государственная инспекция «Госводхознадзор» в сфере осуществления государственного контроля и надзора за проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, реконструкцией, ремонтом, консервацией и ликвидацией крупных и особо важных водохозяйственных объектов, включая организацию экспертизы проектов, качеством строительства, реконструкции, приемкой в эксплуатацию, консервацией и ликвидацией:

участвует в определении мест размещения гидротехнических сооружений, согласовании заданий на проектирование, проектов строительства и реконструкции, осуществлении контроля за качеством строительства, приeмке в эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации гидротехнических сооружений;

утверждает в установленном порядке декларации безопасности гидротехнических сооружений;

ведет кадастр гидротехнических сооружений;

организует разработку правил и критериев безопасности гидротехнических сооружений;

участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов в области безопасности гидротехнических сооружений.

Государственная инспекция «Госводхознадзор» в сфере организации надежной охраны крупных и особо важных водохозяйственных объектов:

согласовывает порядок использования территорий гидротехнических сооружений, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;

содействует уполномоченным органам в организации работ по установлению водоохранных зон, прибрежных полос водохранилищ рек, каналов и коллекторов и осуществляет контроль за выполнением требований к этим зонам и полосам.

Министерство водного хозяйства и Государственная инспекция «Госводхознадзор» осуществляют контроль над строительством водных сооружений. Их функции указанные в соответствующих положениях показывают на важность контроля и мониторинга в строительстве водных сооружений.

7.  Другие органы государственного управления, осуществляющие контрольные функции в строительной сфере

При строительстве промышленных объектов важно соблюдение требований кадастровой службы, использования и охраны недр, охраны окружающей среды, а также промышленной безопасности. Эти функции осуществляются нижеперечисленными органами.

7.1.  Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

Органом государственного управления в сфере земельных отношений, геодезии, картографии и государственных кадастров является Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (далее – «Госкомземгеодезкадастр»). Госкомземгеодезкадастр действует на основании Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (ПКМ от 19 июля 2017 года № 529).

Согласно данному Положению, Госкомземгеодезкадастр при строительстве объектов осуществляет следующие функции:

формирует электронную базу земельно-кадастровых сведений о каждом землевладельце, землепользователе, арендаторе и собственнике земли;

ведет государственный земельный кадастр;

ведет государственный кадастр зданий и сооружений;

ведет государственный картографо-геодезический кадастр;

ведет государственный кадастр территорий;

ведет Единую систему государственных кадастров;

осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними;

создает базу данных о сведениях возникновения, перехода, ограничения и прекращения права собственности и других вещных прав на недвижимость, а также иных сделках с недвижимым имуществом;

создает и регулярно обновляет электронную базу данных объектов недвижимости, геоинформационную систему государственных кадастров для постепенного перехода к оценке недвижимого имущества по рыночной стоимости;

создает и ведет электронную базу данных государственного земельного кадастра, государственного кадастра зданий и сооружений.

Из функций в Положении, очевидно, что Госкомземгеодезкадастр не имеет прямых полномочий для регулирования строительства объектов, тем не менее, регистрация прав на земельные участки, здания и сооружения является неотъемлемой частью в процессе строительства.

7.2.  Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам

При строительстве объектов недропользования появляется необходимость в получении нужной информации и лицензий на осуществление деятельности. Уполномоченным органом в этой сфере геологического изучения, использования и охраны недр, а также управления горными отношениями является Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (далее – «Госкомгеологии»). Госкомгеологии действует на основании Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (ПКМ от 27 апреля 2018 года № 315).

Согласно данному Положению, Госкомгеологии осуществляет следующие функции:

осуществляет государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, государственную регистрацию права пользования участками недр и государственный учет работ по геологическому изучению недр в порядке, установленном Кабинетом Министров;

осуществляет права и обязанности собственника на геологическую и иную информацию о недрах, полученную в рамках реализации государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

осуществляет учет, хранение и систематизацию геологической и иной информации о недрах по всем видам полезных ископаемых, полученной в результате проведения геологоразведочных работ как за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, так и собственных средств пользователей недр;

ведет государственный фонд геологической и иной информации о недрах, государственный фонд каменных геологических материалов;

ведет государственный реестр месторождений и участков недр, перспективных на выявление месторождений полезных ископаемых (в пределах своей компетенции), государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственный кадастр месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований, государственный водный кадастр (подземные воды), государственный кадастр зон повышенной природной опасности (зоны проявления опасных геологических процессов), а также составляет и представляет сведения по зонам формирования месторождений пресных подземных вод по государственному кадастру охраняемых природных территорий;

обеспечивает во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами государственный мониторинг недр, включая мониторинг подземных вод;

проводит работу по привлечению иностранных инвестиций, ведет прямые переговоры с иностранными инвесторами и вносит в Кабинет Министров предложения о предоставлении им права пользования участками недр (в пределах своей компетенции);

выдает в соответствии с законодательством лицензии на право пользования участками недр для геологического изучения на условиях предпринимательского риска, добычи полезных ископаемых, использования техногенных минеральных образований, образования охраняемых геологических объектов и сбора образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов (за исключением лицензий на право пользования участками недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, старательской добычи драгоценных металлов);

выдает в соответствии с законодательством горноотводные акты для разработки месторождений полезных ископаемых;

осуществляет контроль за соблюдением пользователями недр условий, установленных в лицензиях на право пользования участками недр, норм и правил в области проектирования работ по геологическому изучению недр;

проводит предварительное обследование участков недр, на пользование которыми выдаются лицензии, а также последующий надзор за соблюдением согласованных объемов добычи полезных ископаемых и порядка эксплуатации месторождений.

Функции по контролю строительства объектов недропользования осуществляется Министерством энергетики, как это было указано в п. 4.1., а также Госкомгеологии, который регулирует использования и охрану недр.

7.3.  Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды

Органом государственного управления в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее – «Госкомэкологии»). Госкомэкологии действует на основании Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (ПКМ от 15 января 2019 года № 29).

При строительстве Госкомэкологии осуществляет следующие функции:

            осуществляет государственный экологический контроль за исполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе:

            установленных экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования и размещения отходов, а также согласованных мероприятий по снижению этих выбросов, сбросов и отходов до установленных нормативов;

            требований экологической безопасности при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и иных объектов.

Также Госкомэкологии проводит государственную экологическую экспертизу проектов государственных программ, концепций, схем размещения и развития производительных сил, отраслей экономики и социальной сферы; материалов выбора земельных участков под все виды строительства; предпроектной и проектной документации; проектов технических регламентов, экологических нормативов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов; документации по созданию новых видов техники, технологий, материалов, веществ, продукции; действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье граждан; материалов по комплексному обследованию территорий в целях последующего придания им статуса охраняемых природных территорий, зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; всех видов градостроительной документации; объектов со специальным правовым режимом.

Госкомэкологии также выдает в установленном порядке и ведет учет:

документов разрешительного характера в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

лицензий на право пользования недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений в целях хранения и захоронения отходов;

заключений государственной экологической экспертизы;

заключений на транзит опасных грузов в пределах своих полномочий;

заключений на рубку деревьев и кустарников вне государственного лесного фонда;

свидетельства о постановке на государственный учет зоологических коллекций.

Госкомэкологии, излагая коротко, это государственный орган, который обеспечивает отсутствие или минимальную степень урона окружающей среде.

7.4.  Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан

Уполномоченным органом государственного управления, ответственным за реализацию единой государственной политики и осуществление контроля в сфере обеспечения радиационной и ядерной безопасности на объектах атомной энергетики и ядерных технологий, а также в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах является Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан (далее – «Госкомпромбез»). Госкомпромбез действует на основании Положения о Государственном комитете промышленной безопасности Республики Узбекистан (ПКМ от 01 февраля 2019 года № 75), и осуществляет следующие функции:

ведет учет опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, а также реестр документов разрешительного характера;

регистрирует паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы для пара и горячей воды и подъемные сооружения, используемые на опасных производственных объектах, а также парковые аттракционы;

осуществляет государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности объектов использования атомной энергии и государственный надзор за физической защитой объектов использования атомной энергии;

осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности в пределах своей компетенции;

осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

выдает и аннулирует в установленном порядке разрешения на отдельные виды работ, входящие в компетенцию Госкомпромбеза;

согласовывает планы работ по ведению отдельных ответственных технологических этапов работ, технологических регламентов;

рассматривает и утверждает экспертное заключение о возможности применения иностранных технологий и оборудования в части промышленной безопасности на подконтрольных объектах;

организует экспертизу безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;

определяет технические требования (в части безопасности работ при эксплуатации месторождений полезных ископаемых и сохранения горных выработок, пригодных для использования в отраслях экономики), обязательные для выполнения пользователями недр при ликвидации и консервации предприятий, объектов по добыче полезных ископаемых.

Госкомпромбез, который был образован в 2019 году, осуществляет мониторинг строительства опасных промышленных объектов, которые могут эксплуатироваться в атомной тепловой или гидро- энергетике, или в других отраслях экономики.

8. Вывод

Регулирование строительства объектов осуществляется на разных уровнях государственного управления. Министерство строительства Республики Узбекистан, Министерство энергетики Республики Узбекистан, Министерство транспорта Республики Узбекистан, а также Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан вместе с их подведомственными организациями ведут непосредственный контроль процесса строительства объектов в различных сферах. Тем временем, Государственные комитеты осуществляют вспомогательные функции в обеспечении безопасности промышленной объектов, соблюдении норм охраны окружающей среды, использования и охраны недр, и государственных кадастров.