Декабрь 7, 2020

Налоговые и таможенные льготы для инвесторов 2020-2021

  1. Введение

Для инвестиционной деятельности важно прогнозирование расходов в долгосрочной перспективе. Для этого компании перед инвестированием в другие государства уделяют большое внимание на уплату местных налогов и обязательных платежей.

Государство также заинтересовано в предоставлении льгот и преференции инвесторам для создания новых конкурентоспособных и инновационных, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, расширения и обновления действующих производств с применением современных технологий и внедрением современного управленческого опыта.

При этом важно учесть, что система налоговых и таможенных льгот и преференции в Республике Узбекистан имеет свойство изменяться. По этой причине мы предоставляем обзор налоговых и таможенных льгот, действующих на сегодняшний.

  1. Нормативно-правовая база системы льгот

Система налоговых и таможенных льгот регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»;
  2. Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах»;
  3. Налоговый кодекс Республики Узбекистан;
  4. Таможенный кодекс Республики Узбекистан;
  5. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» (далее – «Указ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594»);
  6. Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» (далее – «Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434»).
  7. Кто такие иностранные инвесторы?

При предоставлении льгот и преференций возникает вопрос чтовключает в себя термин«иностранный инвестор» по законодательству Узбекистана. Согласно Закону Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», иностранные инвесторы — иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств, международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права, юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств, граждане иностранного государства и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Узбекистан.

Также необходимо упомянуть, что льготы и преференции предоставляются предприятиям, образованных и действующих на специальных экономических зонах.Льготы по налогам и таможенным платежам для специальных экономических зон предусмотрены в Законе Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах».

  1. Виды льгот и преференций

Центральным ядром регулирования инвестирования и предоставления льгот и преференции является Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности». Согласно данному Закону льготы и преференции, применяемые для государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности, могут включать:

  • передачу инвестору объектов государственной собственности или имущественных прав на них на льготной или по нулевой выкупной стоимости;
  • предоставление льгот по налогам и платежам;
  • субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта.

Необходимо при этом учесть, что льготы по налогам и платежам предоставляются в порядке, установленном законом.Преференции же в свою очередь, применяемые для государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности могут предоставляться по решению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, в том числе в отношении объектов муниципальной собственности, за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

  1. Сферы и период действия льгот

Для улучшения инвестиционного климата в стране и широкого привлечения частных прямых иностранных инвестицийУказ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594 предусматривает сферы и период действия льгот. Согласно данному Указу для предприятий, созданным с привлечением прямых иностранных инвестиций и специализирующимся на производстве продукции (оказании услуг) в отраслях экономики устанавливаются следующие льготные периоды в зависимости от объема прямых частных иностранных инвестиций:

  • от 300 тыс. долларов США до 3 млн долларов США — сроком на 3 года;
  • свыше 3 млн долларов США до 10 млн долларов США — сроком на 5 лет;
  • свыше 10 млн долларов США — сроком на 7 лет.

Тут также приводится перечень сфер, в которых данный период льгот действует. Таким образом, в перечень отраслей экономики, на которые распространяются льготы, предоставляемые для прямых частных иностранных инвестиций, входят:

1.      Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике;

2.      Легкая промышленность;

3.      Шелковая промышленность;

4.      Промышленность строительных материалов;

5.      Промышленное производство мяса птицы и яиц;

6.      Пищевая промышленность;

7.      Мясо-молочная промышленность;

8.      Производство личинок и молоди рыб, а также переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов;

9.       Химическая промышленность;

10.   Нефтехимическая промышленность;

11.   Медицинская промышленность, а также производство лекарственных препаратов для ветеринарии;

 

12.   Производство упаковочных материалов;

13.   Строительство электростанций на базе альтернативных источников энергии;

14.   Угольная промышленность;

15.   Производство электроферросплавов и метизов производственного назначения;

16.   Машиностроение и металлообработка;

17.   Станкостроительная и инструментальная промышленность;

18.   Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность;

19.    Микробиологическая промышленность;

20.   Производство игрушек;

21.   Туризм;

22.   Обращение с отходами.

 

Данный Указ также отметил, чтольготы по отдельным налогам, установленные Налоговым кодексом Республики Узбекистан, применяются при размещении указанных предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области. Данное территориальное ограничение не распространяется на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере туризма и обращения с отходами.

При этом другой Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434установил, что вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, действовавшие на дату их государственной регистрации.

Для поддержки инвестиций и развития инфраструктуры государство берет на себя обязательство в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования.

  1. Особенности налогообложения юридических лиц с участием прямых частных иностранных инвестиций

Как уже было отмечено Налоговый кодекс устанавливает особенный порядок налогообложения с предоставлением льгот для юридических лиц с участием прямых частных иностранных инвестиций.

В первую очередь, надо уточнить что подразумевает Налоговый кодекс под термином «прямые частные иностранные инвестиции». Согласно Налоговому кодексу под прямыми частными иностранными инвестициями понимаются инвестиции, осуществляемые без предоставления гарантии Республики Узбекистан физическими лицами, являющимися гражданами иностранного государства, лицами без гражданства, постоянно проживающими за пределами Республики Узбекистан, а также иностранными негосударственными юридическими лицами.

Данным лицам предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога, налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами в зависимости от объема внесенных прямых частных иностранных инвестиций на срок, определяемый решением Президента Республики Узбекистан.

Важно также учитывать, что льготы по вышеуказанным налогам применяются при выполнении всех следующих условий:

  • при размещении юридических лиц на территориях, определяемых законодательством;
  • при осуществлении иностранными инвесторами прямых частных иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан
  • при доле иностранных участников в уставном фонде (уставном капитале) юридических лиц не менее 33 процентов, а для акционерных обществ — не менее 15 процентов
  • при вложении иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования
  • при направлении не менее 50 процентов доходов, полученных в результате предоставления налоговых льгот в течение срока их применения на реинвестирование с целью дальнейшего развития производства.
  1. Льготы по земельному налогу

Кроме льгот, которые предоставляются инвесторам, указанным в п. 6 данной статьи, Налоговый кодекс приводит перечень земельных участков, не подлежащих налогообложению. К таким земельным участкам относятся земли:

  • занятые объектами культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты населения;
  • занятые спортивными и физкультурно-оздоровительными комплексами, местами отдыха и оздоровления матерей и детей, домами отдыха и учебно-тренировочными базами;
  • занятые путями городского электрического транспорта и линиями метрополитена, включая земли, занятые остановками общественного транспорта и станциями метрополитена и сооружениями на них;
  • занятые сооружениями водоснабжения и канализации населенных пунктов (магистральные водоводы, водопроводные сети, канализационные коллекторы и сооружения на них, насосные станции, водозаборные и очистные сооружения, смотровые колодцы и дюкеры на водопроводной и канализационной сети, водонапорные башни и иные аналогичные сооружения);
  • занятые магистральными тепловыми трассами, включая насосные станции (повысительные, понизительные, смешения, дренажные), приборы учета и контроля тепла, подогреватели, циркуляционные насосы горячего водоснабжения и иные аналогичные сооружения;
  • занятые защитными лесными насаждениями;
  • на которых используется капельное орошение, — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена система капельного орошения;
  • вновь осваиваемых для сельскохозяйственных целей — на период выполнения работ по их освоению и в течение пяти лет со времени их освоения в соответствии с проектом, утвержденным уполномоченным органом;
  • существующего орошения, на которых производятся мелиоративные работы, — сроком на пять лет с начала работ в соответствии с проектом, утвержденным уполномоченным органом;
  • на которых произведены новые посадки садов, виноградников и тутовников сроком на три года, независимо от использования междурядий для посева сельскохозяйственных культур. Исчисление срока, на который предоставляется налоговая льгота на новые посадки, произведенные осенью, начинается с 1 января следующего года, а на посадки, произведенные весной, начинается с 1 января текущего налогового периода;
  • сельскохозяйственного назначения и лесного фонда научных организаций, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств научно-исследовательских организаций и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, используемые непосредственно для научных и учебных целей. В соответствии с настоящим пунктом от уплаты налога освобождаются земельные участки, занятые под посевами и насаждениями, используемыми для проведения научных опытов, экспериментальных работ, селекции новых сортов и других научных и учебных целей, тематика которых утверждена.

Льгота по земельному налогу также предусмотрена и для объектов производства экологически чистых видов энергии. Таким образом, от налога освобождаются производители энергии из возобновляемых источников по земельным участкам, занятым установками возобновляемых источников энергии (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию.

  1. Налог на имущество

Налоговое законодательство Узбекистана предусматривает налоговые льготы по налогу на имущество. Государство установило, что при исчислении налога налоговая база уменьшается на среднегодовую остаточную стоимость (среднегодовую стоимость):

  • объектов культуры и искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения;
  • имущества, находящегося на балансе сельскохозяйственных предприятий, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции, а также для разведения тутового шелкопряда.

Государство также установило, что от налога освобождаются производители энергии из возобновляемых источников энергии за установки возобновляемых источников энергии (номинальной мощностью 0,1 МВт и более) сроком на десять лет с момента ввода их в эксплуатацию.

  1. Льготы по налогу на прибыль

Государство предусматривает налоговые льготы для инвесторов при расчете налога на прибыль. В этой связи, Налоговый кодекс установил, что в качестве дохода не учитывается имущество, вносимое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.

Также налоговое законодательство Узбекистана предусматривает инвестиционный вычет при уплате налога на прибыль. Инвестиционный вычет применяется в размере:

  • 10 процентов от стоимости нового технологического оборудования, расходов на модернизацию, техническое и (или) технологическое перевооружение производства и (или) суммы средств, направляемых на приобретение программного обеспечения отечественного производства в рамках инвестиционных проектов по созданию информационных систем;
  • 5 процентов от суммы средств, направляемых на расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд.

Инвестиционный вычет применяется в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлен ввод нового технологического оборудования в эксплуатацию либо произведены модернизация, техническое и (или) технологическое перевооружение собственного производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкция зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, программное обеспечение отечественного производства в рамках инвестиционных проектов по созданию информационных систем.

  1. Льготы по налогу на добавленную стоимость

Новая редакция Налогового Кодекса установила, что для подсчета налога на добавленную стоимость в качестве дохода не учитывается имущество, вносимое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.

  1. Освобождение от налогообложениянекоторых товаров при ввозе в Республику Узбекистан

Кроме непосредственного предоставления льгот по налогам, Налоговым кодексом также предусмотрено освобождение от налогообложения при ввозе отдельных товаров. Таким образом, освобождается от налогообложения ввоз на территорию Республики Узбекистантехнологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан.

  1. Льготы по уплате таможенных пошлин

Кроме налоговых льгот также предусматривается льготы по уплате таможенных пошлин при ввозе в таможенную территорию определенных товаров. Таким образом, тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предоставляются в отношении:

  • имущества, ввозимого на таможенную территорию предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде (уставном капитале) не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации;
  • имущества, ввозимого на таможенную территорию для личных нужд иностранных инвесторов, граждан иностранных государств и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Узбекистан, и находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;
  • товаров, ввозимых на таможенную территорию иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму, эквивалентную более пятидесяти миллионов долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;
  • товаров, предназначенных для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимых на таможенную территорию в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимой из таможенной территории инвестором продукции, принадлежащей ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;
  • технологического оборудования, ввозимого на таможенную территорию,а также комплектующих изделий и запасных частей при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта (договора, соглашения) на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи, ввозимого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза, данная льгота аннулируется с восстановлением обязательств по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы;
  1. Заключение

Как видно из данного материала на сегодняшний день поддержка инвесторов и расширение производств является одной из главных задач для экономического развития. По этой причине на сегодняшний день была разработана система льгот и преференций для привлечения иностранных инвесторов, которую мы изложили. Надеемся, что данный материал сделает понятным систему налогов и преференцийи поможет инвесторам лучше запланировать свои расходы.