Март 26, 2021

Криптоактивы в Республике Узбекистан

Нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № 3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» (далее – «ПП-3832»);
  2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 2 сентября 2018 № 3926 «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан» (далее – «ПП-3926»);
  3. Положение о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж, утвержденное Приказом директора НАПУ от 21 января 2019 года № 16, зарегистрированное МЮ от 22 января 2019 года № 3127 (далее – «Положение о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж»);
  4. Правила осуществления крипто-биржевой торговли, утвержденное Приказом директора НАПУ от 21 января 2019 года № 16, зарегистрированное МЮ от 22 января 2019 года № 3127 (далее – «Правила осуществления крипто-биржевой торговли»).

Формирование правовых рамок для цифровой экономики

В эпоху развития информационных технологий, цифровизации общества возникает вопрос регулирования новых объектов и связанных с ним отношений. С появлением в гражданском обороте таких объектов как криптовалюты и токены начали возникать отношения, которые без регулирования создают и могут создать непредвиденные последствия.

Для создания рамок и регулирования данной быстро развивающейся сферы было принято Постановление Президента Республики Узбекистана от 03 июля 2018 года № 3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан». Данный Указ обозначил   важнейшими задачами:

  • внедрение и развитие деятельности в области оборота крипто-активов, включая майнинг (деятельность по поддержанию распределительной платформы и созданию новых блоков с возможностью получать вознаграждение в формате новых единиц и комиссионных сборов в различных криптовалютах), смарт-контракты (договор в электронной форме, исполнение прав и обязанностей по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций), консалтинг, эмиссию, обмен, хранение, распределение, управление, страхование, крауд-фандинг (коллективное финансирование), а также технологий «блокчейн» для диверсификации различных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности;
  • создание необходимой правовой базы для внедрения технологий «блокчейн» с учетом передового опыта зарубежных стран.

ПП-3832 также установил пару существенных норм. Во-первых, операции юридических и физических лиц, связанные с оборотом крипто-активов, в том числе осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, а доходы, полученные по данным операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам. Во-вторых, на валютные операции, связанные с оборотом крипто-активов, проводимые лицами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности в области оборота крипто-активов, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании.

Внедрение блокчейн в Узбекистане

Предполагается внедрение технологии «блокчейн» с 1 января 2021 года

  • в деятельность государственных органов, в том числе при взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями, осуществлении государственных закупок, оказании государственных услуг, верификации сведений о личности;
  • при ведении государственных реестров, классификаторов и иных баз данных, в том числе актуализации и пользовании информацией, включенной в них;
  • в систему корпоративного управления крупных коммерческих организаций с преобладающим участием государства в уставном фонде, в том числе для совершенствования бизнес-процессов, оптимизации производственных, административных и операционных процессов, а также внедрения современного менеджмента и управления ресурсами;
  • в клиринговых операциях, при осуществлении платежей, торговом финансировании (аккредитив), а также кредитовании проектов.

С принятием ПП-3926 был заложен правовой фундамент для работы крипто-бирж на территории Узбекистана. Согласно ПП-3926, крипто-биржей признается организация, предоставляющая электронную площадку для обмена, покупки и продажи крипто-активов. ПП-3926 установил лицензионные требования и условия для осуществления деятельности крипто-бирж.

Правовое регулирование крипто-биржевой торговли

Оборот крипто-активов и токенов был упорядочен с принятием Приказом директора Национального Агентства Проектного Управления от 21 января 2019 г. № 16, зарегистрированным МЮ 22 января 2019 г. № 3127, который утвердил Положение о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж и Правила осуществления крипто-биржевой торговли.

Правила осуществления крипто-биржевой торговли дали определения основным понятиям, применяемых в крипто-биржевой торговли. Итак, согласно Правилам осуществления крипто-биржевой торговли:

  1. блокчейн — распределенный реестр данных, в котором все данные записываются последовательно и распределены в блоках, при этом каждый новый блок связан с предыдущим блоком криптографической подписью;
  2. крипто-актив — совокупность записей в блокчейне, имеющая ценность и владельца;
  3. крипто-биржа — организация, предоставляющая электронную площадку для обмена, покупки и продажи крипто-активов и токенов;
  4. токен — единица учета, предназначенная для представления цифрового баланса, выполняющая функцию «заменителя ценных бумаг» в цифровом мире, представляющая собой запись в регистре, распределенную в блокчейне. Токен выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (эмитент) с целью привлечения инвестиций и финансирования к деятельности;
  5. стейблкоин — крипто-актив, стоимость которого привязана к активу юридического лица.

После принятия данного Приказа, 20 января 2021 года начала работу первая крипто-биржа в Узбекистане – UzNEX.

Однако надо принять во внимание, что в силу того, что данная отрасль только на начальном этапе развития в Узбекистане понятия «крипто-актив» и «токен» по законодательству Узбекистана могут иметь определение и объем отличные от аналогичных понятий, указанных в законодательстве других юрисдикций.

Более того, резиденты Республики Узбекистан вправе заключать на крипто-биржах исключительно сделки по продаже крипто-активов и токенов. Следовательно, резиденты Республики Узбекистан не могут приобретать крипто-активы или токены. Из этого можно сделать вывод, что осуществлять торговлю деятельность с крипто-активами и токенами на территории Республики Узбекистан в полной мере могут только нерезиденты.