Май 21, 2021

Негосударственные некоммерческие организации

Оглавление

1. Порядок регистрации Негосударственной некоммерческой организации

2. Рассмотрение документов, представленных для государственной регистрации ННО, сроки

3. Что касается устава ННО

4. Учредители и участники ННО

5. Размеры государственной пошлины за регистрацию ННО

6. Об имуществе негосударственной некоммерческой организации

7. Налоги уплачиваемые ННО

8. О порядке ликвидации негосударственных некоммерческих организаций

Список Нормативно-правовых актов:

  1. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан;
  2. Налоговый Кодекс Республики Узбекистан;
  3. Закон Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» от 14 апреля 1999 г., № 763-I;
  4. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «Об утверждении положения о порядке ликвидации негосударственных некоммерческих организаций» от 15.01.2015 №5;
  5. Приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров от 10 марта 2014 года № 57 «Положение о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций.»

Данный меморандум раскроет сущность, порядок регистрации, ликвидации и  другое, связанное  с  созданием негосударственных некоммерческих организаций и их деятельностью в  Узбекистане. 

1. Порядок регистрации Негосударственной некоммерческой организации

В первую очередь, Негосударственная некоммерческая организация (далее «ННО») — это организация, созданная на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между своими участниками (членами). ННО создается для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, других демократических ценностей, достижения социальных, культурных и образовательных целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, осуществления благотворительной деятельности и в иных общественно полезных целях. Обязательно нужно знать о том, что ННО могут создаваться в форме общественного объединения, общественного фонда, учреждения, а также в иной форме, предусмотренной законодательными актами.Получив общие понятия о целях создания ННО, перейдем к моменту его создания. То есть, разберем порядок регистрации ННО. В соответствии со ст. 21 Закона Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» государственная регистрация ННО осуществляется органами юстиции. Заявление о государственной регистрации ННО по форме, согласно приложению № 1 подается в регистрирующий орган в течение двух месяцев, общественного объединения — в течение одного месяца со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Таким образом, для государственной регистрации негосударственной некоммерческой организации в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • заявление, подписанное членами руководящего органа данной негосударственной некоммерческой организации, с указанием фамилии, имени, отчества, года и места рождения, места жительства каждого и адреса;
  • устав негосударственной некоммерческой организации либо положение о представительстве или филиале, являющемся юридическим лицом, на государственном языке в двух экземплярах;
  • учредительный договор — для ассоциаций (союзов) негосударственных некоммерческих организаций;
  • протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания либо решение учредителя о создании негосударственной некоммерческой организации (для республиканских и межобластных негосударственных некоммерческих организаций указываются также сведения о создании соответствующих представительств и филиалов, формировании руководящего и других органов);
  • документ, подтверждающий право собственности или пользования недвижимым имуществом, местонахождение которого предполагается для использования в качестве почтового адреса негосударственной некоммерческой организации;
  • сведения об инициаторах создания либо учредителях негосударственной некоммерческой организации;
  • список инициативных граждан, а именно не менее трех тысяч человек — для профессиональных союзов;
  • не менее десяти — для других общественных объединений, за исключением политических партий;
  • копия свидетельства о государственной регистрации головной негосударственной некоммерческой организации — для представительств и филиалов;
  • документ, подтверждающий формирование первоначальных средств, — для общественных фондов;
  • нотариально заверенная копия завещания — для общественных фондов, создаваемых по завещанию;
  • банковский платежный документ об уплате государственной пошлины

ННО, создаваемые путем реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования, дополнительно представляют следующие документы:

  • подтверждение письменного уведомления всех известных реорганизуемым организациям кредиторов и публикации в средствах массовой информации сообщения о реорганизации;
  • передаточный акт (при слиянии и преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых организаций в отношении всех их кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;

оригинал свидетельства о государственной регистрации, а также справка органов внутренних дел об уничтожении печати и штампа организации (в случае слияния, разделения и преобразования). При государственной регистрации обособленных подразделений, являющихся юридическими лицами, ННО представляют положение об обособленном подразделении, разработанное в соответствии с уставом головной организации, либо копию устава головной организации, предусматривающего порядок создания, организации и прекращения деятельности, права и обязанности обособленных подразделений.Уставы ННО, осуществляющих свою деятельность на разных территориях, должны содержать порядок создания, организации и прекращения деятельности, права и обязанности обособленных подразделений:

  • на территории одного или более иностранных государств — для международных ННО;
  • не менее чем в трех территориальных субъектах — для республиканских ННО;
  • не более чем в двух территориальных субъектах — для межобластных ННО.

Документы, представленные для государственной регистрации обособленного подразделения, должны быть заверены центральным руководящим органом ННО.

2. Рассмотрение документов, представленных для государственной регистрации ННО, сроки

Документы, представленные для государственной регистрации ННО, рассматриваются в месячный срок со дня их представления.

Регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности документов о государственной регистрации ННО на предмет их соответствия законодательству.

Регистрирующий орган вправе, в случае необходимости, направить соответствующим организациям документы, представленные для государственной регистрации ННО, для проведения экспертизы. Организация, получившая документы, обязана представить свое заключение в течение двадцати дней.

Если заключение содержит мнение о целесообразности отказа в государственной регистрации ННО, то организация должна обосновать свое заключение в рамках следующих случаев:

  • учредительные документы ННО имеют целью насильственное изменение конституционного строя, подрыв суверенитета, целостности и безопасности Республики Узбекистан, ущемление конституционных прав и свобод граждан, пропаганду войны, социальной, национальной, расовой и религиозной вражды, посягание на здоровье и нравственность граждан;
  • не представлен полный перечень документов или они оформлены в ненадлежащем порядке;
  • документы представлены по истечении двухмесячного срока (для общественного объединения — месячного срока) с момента принятия устава;
  • ранее зарегистрирована ННО с тем же наименованием;
  • нарушен установленный законом порядок образования ННО или имеет место несоответствие ее учредительных документов закону;
  • установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится преднамеренно недостоверная информация;
  • наименование или символика ННО посягают на нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
  • учредительные документы ННО предусматривают образование военизированных объединений.

Также, в государственной регистрации ННО может быть отказано и в иных случаях, когда учредительные документы содержат положения, противоречащие Конституции и законодательным актам Республики Узбекистан. Важно знать то, что Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания ННО не допускается!

Отказ в государственной регистрации ННО не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований отказа.Решение об отказе в государственной регистрации ННО сообщается заявителю в письменной форме в течение трех дней после его принятия.

Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации ННО может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

3. Что касается устава ННО

В уставе негосударственной некоммерческой организации предусматриваются:

  1. наименование, цели и задачи негосударственной некоммерческой организации, ее организационно-правовая форма, территория, в пределах которой она осуществляет свою деятельность;
  2. структура и руководящие органы негосударственной некоммерческой организации, при необходимости, ее контрольно-ревизионные органы (для общественных фондов — обязательно) или обязательность привлечения аудиторов (аудиторских фирм);
  3. компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  4. условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов — для объединений с установленным членством;
  5. источники формирования денежных средств и иного имущества, права негосударственной некоммерческой организации и ее структурных подразделений по управлению имуществом;
  6. порядок реорганизации и ликвидации;
  7. порядок внесения изменений и дополнений в устав.

Устав негосударственной некоммерческой организации может содержать описание ее символики.В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности негосударственной некоммерческой организации, не противоречащие законодательству.

4. Учредители и участники ННО

Учредителями, участниками (членами) негосударственной некоммерческой организации могут быть физические лица, достигшие восемнадцати лет, а также юридические лица.

Членами молодежной негосударственной некоммерческой организации могут быть лица, достигшие четырнадцати лет, а членами детской негосударственной некоммерческой организации — лица, достигшие десяти лет. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов негосударственной некоммерческой организации по возрасту, определяются уставами соответствующих негосударственных некоммерческих организаций.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в деятельности той или иной негосударственной некоммерческой организации не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к негосударственной некоммерческой организации не может служить основанием для ограничения их прав и свобод.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Республики Узбекистан могут быть учредителями, участниками (членами) негосударственной некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных законами и международными договорами Республики Узбекистан.

5. Размеры государственной пошлины за регистрацию ННО

Международных негосударственных некоммерческих организаций, а также представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций 12,5-кратный размер БРВ

Республиканских, межобластных негосударственных некоммерческих организаций 3-кратный размер БРВ

Негосударственных некоммерческих организаций, деятельность которых распространяется на территорию области 1 БРВ

Негосударственных некоммерческих организаций, деятельность которых распространяется на территорию района, города, поселка, кишлака и аула 50 процентов БРВ

6. Об имуществе негосударственной некоммерческой организации

Негосударственная некоммерческая организация может иметь в собственности здания, сооружения, жилые помещения, оборудование, инвентарь, денежные средства, в том числе в иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Собственность ННО охраняется законом. Так как ННО является юридическим лицом, а обязательным реквизитом юридических лиц является наличие расчетного счета в банке. Из этого следует вывод, что наличие банковского счета является обязательным и для ННО. Появляется вопрос, для чего же им расчетный счет ? Расчетный счет позволяет своему владельцу:

  • Сдавать выручку в банк и хранить ее на безналичном счете;
  • Принимать безналичную оплату от партнеров и клиентов;
  • Оплачивать товары, материалы, аренду, услуги, предоставляемые бизнесу;
  • Переводить зарплату сотрудникам на банковские карты;
  • Оплачивать налоги, коммунальные платежи и т.д.

Источниками формирования имущества негосударственной некоммерческой организации могут быть:

  • вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом;
  • единовременные и регулярные поступления от учредителей, участников (членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • доходы (прибыль), полученные от предпринимательской деятельности, используемые только для выполнения уставных целей;
  • другие поступления, не запрещенные законодательными актами.

7. Налоги уплачиваемые ННО

По Налоговому Кодексу, ННО это юридическое лицо, зарегистрированное в форме, установленной законодательством для некоммерческой деятельности.

Налогообложение некоммерческих организаций регулируется Налоговым кодексом. На ННО распространяются все требования НК, предъявляемые к налогоплательщикам: постановка на учет в налоговых органах, сдача налоговой отчетности, своевременность уплаты установленных налогов и обязательных платежей, ответственность за несоблюдение налогового законодательства и т.п.

Таким образом, ННО может быть плательщиком следующиих налогов, в зависимости от их рода деятельности, прописанного в уставе:

  1. Налог на добавленную стоимость(НДС)- 15%;
  2. Налог на прибыль (в зависимости от рода деятельности)- 15%;
  3. Налог с оборота (в зависимости от рода деятельности)- 4%;
  4. Налог на имущество- 2%;
  5. Земельный налог- ставка налога зависит от местоположения земли. Точные данные указаны в статье .
  6. Налог за пользование водными ресурсами- зависит от рода деятельности. Точные данные указаны в статье
  7. Социальный налог (в зависимости от рода деятельности)- 12%;
  8. Налог на доходы физических лиц — для резидентов Республики Узбекистан 12%, для нерезидентов 20%.

8. О порядке ликвидации негосударственных некоммерческих организаций

Существует два вида ликвидации ННО, добровольная и принудительная. Добровольная ликвидация ННО осуществляется по решению ее высшего органа, а принудительная ликвидация — на основании решения суда.

Рассмотрим первый вид ликвидации — добровольный. Решение о добровольной ликвидации ННО принимается ее высшим органом. В решении указываются:

  • состав ликвидационной комиссии (если ликвидационная комиссия назначается учредителями (участниками) ННО, то об этом указывается в решении);
  • список имеющихся обособленных подразделений ННО (с отдельным указанием подразделений, являющихся юридическими лицами и не являющихся юридическими лицами);
  • указание о начале дел по прекращению деятельности и ликвидационного производства обособленных подразделений, если в соответствии с учредительными документами ликвидационное производство обособленных подразделений возложено на их руководящие органы;
  • планируемый срок ликвидации;
  • судьба имущества, остающегося после удовлетворения требований кредиторов (сведения о способах его использования в основных уставных целях и задач ННО и (или) о получателях данного имущества в качестве благотворительного пожертвования).

Затем, сведения о составе ликвидационной комиссии (Ф.И.О., место жительства, основное место работы и должность, номера телефонов членов комиссии), а также решение о ликвидации ННО, принятое ее высшим органом, в течение трех рабочих дней предоставляется органу юстиции, зарегистрировавшему ННО.

Далее, в течение двух рабочих днейрегистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что ННО находится в процессе ликвидации. Также информирует об этом органы государственной налоговой службы и статистики, а также отдел Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан района (города) (далее — Бюро) по месту государственной регистрации ННО.

С момента согласования с регистрирующим органом состава ликвидационной комиссии все полномочия по управлению ННО переходят к ней. Учредители (участники) и (или) члены руководящего органа ННО в течение трех рабочих дней обязаны передать ликвидационной комиссии по описи всю документацию, связанную с деятельностью ННО, печати и штампы, а также другое имущество.

Следующим шагом, ликвидационная комиссия в течение трех рабочих дней направляет в:

а) банк, обслуживающий основной депозитный счет до востребования ННО (далее — основной счет), и в коммерческий банк, в котором аккумулируются средства ННО в иностранной валюте, — копию решения о добровольной ликвидации и листок с образцом подписи председателя ликвидационной комиссии;

б) банки, обслуживающие вторичные депозитные счета, сберегательные депозитные счета и срочные депозитные счета ННО в национальной валюте, а также депозитные счета обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, — заявление-поручение об их закрытии и перечислении имеющихся остатков средств на основной счет ННО в национальной валюте;

в) банки, в которых открыты депозитные счета до востребования, сберегательные и срочные депозитные счета в иностранной валюте — заявление-поручение об их закрытии и передаче остатков средств на депозитный счет до востребования ННО в иностранной валюте в банке, в котором открыт его основной счет в национальной валюте.

В этот же период, ликвидационная комиссия (после согласования его состава регистрирующим органом):

а) принимает в установленном законодательством порядке меры по прекращению трудовых правоотношений с работниками ННО, а также по закрытию обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами;

б) проводит инвентаризацию активов и обязательств ННО в порядке, установленном законодательством, в том числе составляет реестр исполнительных документов, по которым ННО участвует в качестве должника;

в)  составляет расчеты по всем видам налогов и других обязательных платежей, уплачиваемым ННО за период с начала года до даты уведомления регистрирующего органа о ликвидации ННО;

г) принимает меры по получению дебиторской задолженности ННО, а также выявлению и письменному информированию кредиторов о ликвидации ННО с получением подтверждения (отметка о дате приема, почтовая квитанция, письменное или электронное сообщение и др.);

д) организует публикацию в одном или нескольких периодических печатных изданиях объявления о ликвидации ННО с указанием:

  • полного и сокращенного наименования ННО (также указываются все полные и сокращенные наименования ННО, измененные в течение года, предшествующего ликвидации);
  • местонахождения (почтового адреса), идентификационного номера налогоплательщика ННО;
  • сведений о дате регистрации и регистрирующем органе (наименование и адрес);
  • сведений о принятом решении, о ликвидации ННО (дата, порядковый номер);
  • срока приема заявлений с требованиями кредиторов. Данный срок не должен быть менее двух месяцев с момента опубликования указанного объявления.

После этого, отдел Бюро района (города) по месту государственной регистрации не позднее десяти дней со дня получения уведомления регистрирующего органа в установленном порядке выясняет наличие в производстве исполнительного документа, в котором ликвидируемое ННО участвует в качестве должника. При наличии соответствующего исполнительного документа государственный исполнитель в установленном законодательством порядке оканчивает исполнительное производство по нему и направляет в ликвидационную комиссию исполнительный документ для исполнения в рамках процедуры ликвидации.Орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации ННО в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления регистрирующего органа в установленном порядке приступает к проверке деятельности (ревизии) ННО, срок которой не должен превышать тридцати календарных дней.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами и с учетом результатов проведенной органом государственной налоговой службы проверки, а также с учетом составленного реестра исполнительных документов ликвидационная комиссия составляет проект промежуточного ликвидационного баланса. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается высшим органом ННО.

Затем, ликвидационная комиссия в течение пяти рабочих дней после утверждения промежуточного ликвидационного баланса письменно уведомляет каждого кредитора с получением подтверждения (отметка о дате приема, почтовая квитанция, письменное или электронное сообщение и др.) о признании или отклонении его требований, сумме признанного требования.

 Далее, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, ликвидационной комиссией производится выплата денежных сумм кредиторам в порядке следующей очередности:

  • в первую очередь — требования граждан, вытекающие из трудовых правоотношений, по взысканию алиментов и выплате вознаграждений по авторским договорам, а также требования граждан, перед которыми ННО несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем сложения соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь — платежи в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;
  • в третью очередь — требования других кредиторов (по календарной очередности).

Однако,в случае установления невозможности удовлетворения требований кредиторов в полном объеме ликвидационная комиссия обязана обратиться в экономический суд с заявлением о признании ННО банкротом. С момента признания ННО банкротом добровольная ликвидация прекращается, и дальнейшая процедура производится в соответствии с законодательством о банкротстве.

В случае остатка имущества ННО после полного удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия использует его способами и в направлениях, указанных в решении высшего органа о ликвидации ННО, и (или) передает на благотворительные пожертвования.

Если нет возможности использовать оставшееся имущество на цели ННО, оно может быть передано в собственность некоммерческим организациям, выполняющим задачи в сферах, схожих с основной деятельностью ННО. Во всех случаях оформляются документы, удостоверяющие факт распоряжения имуществом.

Не допускается распределение оставшегося имущества между учредителями (участниками), членами руководящего органа или иными работниками ННО.

 Следующим шагом, ликвидационная комиссия составляет проект ликвидационного баланса после:

  • завершения расчетов с кредиторами, а также фактического исполнения выданных исполнительных документов, в которых ННО участвует в качестве должника;
  • уплаты сумм налогов и других обязательных платежей, финансовых санкций, в том числе по итогам проверки;
  • распоряжения имуществом в установленном порядке после полного удовлетворения требований кредиторов.

После принятия ликвидационного баланса орган государственной налоговой службы, при условии отсутствия задолженности ННО по налогам и иным обязательным платежам, в течение одного рабочего дня обязан выдать об этом ликвидационной комиссии соответствующее заключение. Территориальное управление Бюро, при условии отсутствия в их производстве исполнительного документа, в котором ННО участвует в качестве должника, в течение трех рабочих дней обязано об этом направить ликвидационной комиссии письменный ответ.Заключение органа государственной налоговой службы.

Затем, после получения заключения органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам, а также письменного ответа территориального управления Бюро об отсутствии в производстве соответствующего неисполненного исполнительного документа ликвидационная комиссия обращается в банк, в котором открыт основной счет ННО, с заявлением-поручением о закрытии счета. Банк в течение одного рабочего дня закрывает счет, принадлежащий ННО, и выдает ликвидатору заключение о закрытии основного счета.

Если ННО имеет обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, для внесения в реестр записи об их ликвидации ликвидационная комиссия в течение трех рабочих дней направляет письма в соответствующие органы юстиции после закрытия основного счета.

В письме указывается гарантия об отсутствии обязательств обособленного подразделения перед третьими лицами и прилагается оригинал свидетельства о постановке на учет обособленного подразделения негосударственной некоммерческой организации.

Орган юстиции, получивший письмо, в течение трех дней по случаю ликвидации обособленного подразделения вносит соответствующую запись в Реестр обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица, и в течение двух дней письменно уведомляет об этом ликвидационную комиссию.После закрытия основного и после получения уведомлений соответствующих органов юстиции об исключении их из реестра, ликвидационная комиссия в течение трех рабочих дней сдает в государственный архив все бухгалтерские и иные документы, предусмотренные законодательством, а также печати и штампы в органы внутренних дел для уничтожения.

Для внесения записи о ликвидации ННО в единый государственный реестр юридических лиц ликвидационная комиссия представляет в регистрирующий орган следующие документы:

  • заявление о внесении записи о ликвидации ННО в государственный реестр;
  • опубликованное в одном или нескольких периодических печатных изданиях объявление о ликвидации ННО;
  • оригиналы свидетельства о государственной регистрации негосударственной некоммерческой организации и устава (положения) ННО;
  • ликвидационный баланс, утвержденный в установленном порядке;
  • справки обслуживающих банков о закрытии всех счетов ННО;
  • уведомление органов юстиции об исключении их из соответствующих реестров — если имеются обособленные подразделения ННО;
  • документы, удостоверяющие факт распоряжения оставшимся имуществом после полного удовлетворения требований кредиторов;
  • справка органов внутренних дел об уничтожении печатей и штампов;
  • оригиналы всех лицензий и разрешений, а также свидетельства о государственной регистрации символики ННО при их наличии;
  • заключение органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам;
  • письменный ответ территориального управления Бюро об отсутствии в производстве неисполненного исполнительного документа, в котором ННО участвует в качестве должника;
  • справку, подтверждающую сдачу документов ННО в государственный архив.

В течение пяти рабочих дней после получения всех документов, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о ликвидации ННО.

Во внесении записи в государственный реестр может быть отказано, если не представлен полный перечень документов или они оформлены в ненадлежащем порядке, а также установлено, что в представленных документах содержится преднамеренно недостоверная информация либо нарушен установленный законодательством порядок ликвидации ННО.В случае отказа во внесении записи в государственный реестр регистрирующий орган направляет в ликвидационную комиссию письмо с указанием конкретных причин отказа и возвращает все полученные документы.

После внесения в государственный реестр записи о ликвидации ННО регистрирующий орган в течение двух рабочих дней:

  • в установленном порядке информирует ликвидационную комиссию, органы государственной налоговой службы и статистики о ликвидации ННО;
  • передает лицензии и разрешения (при их наличии), выданные ННО, в органы, их выдавшие.

 Теперь рассмотрим второй вид ликвидации — принудительный. Решение о принудительной ликвидации ННО принимается судом на основаниях, предусмотренных законодательством.Ликвидационная комиссия назначается судом по согласованию с регистрирующим органом. Ликвидационная комиссия после получения решения суда в течение трех рабочих дней представляет его копию в регистрирующий орган. Регистрирующий орган после получения копии решения суда о ликвидации ННО в течение двух рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения. В данных сведениях содержится информация о том, что ННО находится в процессе ликвидации и информирует об этом органы государственной налоговой службы и статистики, а также отдел Бюро района (города) по месту государственной регистрации ННО.

С момента вступления решения суда в законную силу все полномочия по управлению ННО переходят к ликвидационной комиссии. Учредители (участники) ННО  или члены руководящего органа в течение трех рабочих дней обязаны сдать в ликвидационную комиссию все документы, связанные с деятельностью ННО, а также печати и штампы ННО и другое имущество по списку.

Ликвидационное производство осуществляется в порядке и сроки, точно также как и при добровольной ликвидации ННО. При этом промежуточный ликвидационный баланс утверждается ликвидационной комиссией после согласования с органом, зарегистрировавшим ННО. В случае если регистрирующий орган, получивший проект промежуточного ликвидационного баланса, в течение одной недели не представит письменного возражения, промежуточный ликвидационный баланс считается согласованным.

В случае остатка имущества ННО после полного удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия использует его на направления, указанные в решении суда о ликвидации ННО. При этом оформляются документы, удостоверяющие факт распоряжения имуществом.

Если в решении суда о ликвидации ННО не решена судьба имущества, ликвидационная комиссия после полного удовлетворения требований кредиторов в течение пяти рабочих дней обращается в суд с заявлением о решении судьбы оставшегося имущества.

Ликвидационная комиссия составляет проект ликвидационного баланса после:

  • завершения расчетов с кредиторами, а также фактического исполнения выданных исполнительных документов, в которых ННО участвует в качестве должника;
  • уплаты сумм налогов и других обязательных платежей, финансовых санкций, в том числе по итогам проверки;
  • использования оставшегося имущества на направления, указанные в решении суда, после полного удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидационный баланс утверждается ликвидационной комиссией после согласования с органом, зарегистрировавшим ННО. В случае если регистрирующий орган, получивший проект ликвидационного баланса, в течение одной недели не представит письменного возражения, ликвидационный баланс считается согласованным.

После утверждения ликвидационный баланс сдается в орган государственной налоговой службы. Одновременно ликвидационная комиссия направляет в территориальное управление Бюро запрос о наличии в производстве неисполненных исполнительных документов, по которым ликвидируемое ННО участвует в качестве должника.

После принятия ликвидационного баланса орган государственной налоговой службы, при условии отсутствия задолженности ННО по налогам и иным обязательным платежам, в течение одного рабочего дня обязан выдать ликвидационной комиссии заключение об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам. Территориальное управление Бюро, при условии отсутствия в его производстве исполнительного документа, в котором ННО участвует в качестве должника, в течение трех рабочих дней обязано дать ликвидационной комиссии письменный ответ об отсутствии в производстве соответствующего неисполненного исполнительного документа.

Заключение органа государственной налоговой службы.

Затем, после получения заключения органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам, а также письменного ответа территориального управления Бюро об отсутствии в производстве соответствующего неисполненного исполнительного документа ликвидационная комиссия обращается в банк, в котором открыт основной счет ННО, с заявлением-поручением о закрытии счета. Банк в течение одного рабочего дня закрывает счет, принадлежащий ННО, и выдает ликвидатору заключение о закрытии основного счета.

Если ННО имеет обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, для внесения в реестр записи об их ликвидации ликвидационная комиссия в течение трех рабочих дней направляет письма в соответствующие органы юстиции после закрытия основного счета.

В письме указывается гарантия об отсутствии обязательств обособленного подразделения перед третьими лицами и прилагается оригинал свидетельства о постановке на учет обособленного подразделения негосударственной некоммерческой организации.

Орган юстиции, получивший письмо, в течение трех дней по случаю ликвидации обособленного подразделения вносит соответствующую запись в Реестр обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица, и в течение двух дней письменно уведомляет об этом ликвидационную комиссию.После закрытия основного и после получения уведомлений соответствующих органов юстиции об исключении их из реестра, ликвидационная комиссия в течение трех рабочих дней сдает в государственный архив все бухгалтерские и иные документы, предусмотренные законодательством, а также печати и штампы в органы внутренних дел для уничтожения.

Для внесения записи о ликвидации ННО в единый государственный реестр юридических лиц ликвидационная комиссия представляет в регистрирующий орган следующие документы:

  • заявление о внесении записи о ликвидации ННО в государственный реестр;
  • опубликованное в одном или нескольких периодических печатных изданиях объявление о ликвидации ННО;
  • оригиналы свидетельства о государственной регистрации негосударственной некоммерческой организации и устава (положения) ННО;
  • ликвидационный баланс, утвержденный в установленном порядке;
  • справки обслуживающих банков о закрытии всех счетов ННО;
  • уведомление органов юстиции об исключении их из соответствующих реестров — если имеются обособленные подразделения ННО;
  • документы, удостоверяющие факт распоряжения оставшимся имуществом после полного удовлетворения требований кредиторов;
  • справка органов внутренних дел об уничтожении печатей и штампов;
  • оригиналы всех лицензий и разрешений, а также свидетельства о государственной регистрации символики ННО при их наличии;
  • заключение органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам;
  • письменный ответ территориального управления Бюро об отсутствии в производстве неисполненного исполнительного документа, в котором ННО участвует в качестве должника;
  • справку, подтверждающую сдачу документов ННО в государственный архив.

В течение пяти рабочих дней после получения всех документов, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о ликвидации ННО.

Во внесении записи в государственный реестр может быть отказано, если не представлен полный перечень документов или они оформлены в ненадлежащем порядке, а также установлено, что в представленных документах содержится преднамеренно недостоверная информация либо нарушен установленный законодательством порядок ликвидации ННО.В случае отказа во внесении записи в государственный реестр регистрирующий орган направляет в ликвидационную комиссию письмо с указанием конкретных причин отказа и возвращает все полученные документы.

После внесения в государственный реестр записи о ликвидации ННО регистрирующий орган в течение двух рабочих дней:

  • в установленном порядке информирует ликвидационную комиссию, органы государственной налоговой службы и статистики о ликвидации ННО;
  • передает лицензии и разрешения (при их наличии), выданные ННО, в органы, их выдавшие.

 Теперь рассмотрим второй вид ликвидации — принудительный.Решение о принудительной ликвидации ННО принимается судом на основаниях, предусмотренных законодательством.Ликвидационная комиссия назначается судом по согласованию с регистрирующим органом. Ликвидационная комиссия после получения решения суда в течение трех рабочих дней представляет его копию в регистрирующий орган. Регистрирующий орган после получения копии решения суда о ликвидации ННО в течение двух рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения. В данных сведениях содержится информация о том, что ННО находится в процессе ликвидации и информирует об этом органы государственной налоговой службы и статистики, а также отдел Бюро района (города) по месту государственной регистрации ННО.

С момента вступления решения суда в законную силу все полномочия по управлению ННО переходят к ликвидационной комиссии. Учредители (участники) ННО  или члены руководящего органа в течение трех рабочих дней обязаны сдать в ликвидационную комиссию все документы, связанные с деятельностью ННО, а также печати и штампы ННО и другое имущество по списку.

Ликвидационное производство осуществляется в порядке и сроки, точно также как и при добровольной ликвидации ННО. При этом промежуточный ликвидационный баланс утверждается ликвидационной комиссией после согласования с органом, зарегистрировавшим ННО. В случае если регистрирующий орган, получивший проект промежуточного ликвидационного баланса, в течение одной недели не представит письменного возражения, промежуточный ликвидационный баланс считается согласованным.

В случае остатка имущества ННО после полного удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия использует его на направления, указанные в решении суда о ликвидации ННО. При этом оформляются документы, удостоверяющие факт распоряжения имуществом.

Если в решении суда о ликвидации ННО не решена судьба имущества, ликвидационная комиссия после полного удовлетворения требований кредиторов в течение пяти рабочих дней обращается в суд с заявлением о решении судьбы оставшегося имущества.

Ликвидационная комиссия составляет проект ликвидационного баланса после:

  • завершения расчетов с кредиторами, а также фактического исполнения выданных исполнительных документов, в которых ННО участвует в качестве должника;
  • уплаты сумм налогов и других обязательных платежей, финансовых санкций, в том числе по итогам проверки;
  • использования оставшегося имущества на направления, указанные в решении суда, после полного удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидационный баланс утверждается ликвидационной комиссией после согласования с органом, зарегистрировавшим ННО. В случае если регистрирующий орган, получивший проект ликвидационного баланса, в течение одной недели не представит письменного возражения, ликвидационный баланс считается согласованным.

После утверждения ликвидационный баланс сдается в орган государственной налоговой службы. Одновременно ликвидационная комиссия направляет в территориальное управление Бюро запрос о наличии в производстве неисполненных исполнительных документов, по которым ликвидируемое ННО участвует в качестве должника.

После принятия ликвидационного баланса орган государственной налоговой службы, при условии отсутствия задолженности ННО по налогам и иным обязательным платежам, в течение одного рабочего дня обязан выдать ликвидационной комиссии заключение об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам. Территориальное управление Бюро, при условии отсутствия в его производстве исполнительного документа, в котором ННО участвует в качестве должника, в течение трех рабочих дней обязано дать ликвидационной комиссии письменный ответ об отсутствии в производстве соответствующего неисполненного исполнительного документа.