Сентябрь 15, 2020

Тендеры в Узбекистане

Содержание:

1. Когда проводятся тендеры

2. Контролирующие органы

3. Требования к участникам

4. Порядок проведения тендера

5. Решение о победителе

6. Заключение договора по результату тендера

7. Раскрытие информации

8. Электронный тендер

9. Закупки без проведения тендера

10. Меры поддержки отечественных производителей и порядок разрешения споров

Примечание: К концу июля 2021 года вступает в силу новый Закон Республики Узбекистан (далее «РУз») «О государственных закупках» от 22.04.2021 г. № ЗРУ-684. Настоящий меморандум был изменен с учетом положений данного Закона.

Основные нормативно-правовые акты

1. Закон Республики Узбекистан от 09.04.18 № ЗРУ-472 22.04.2021 № ЗРУ-684 «О государственных закупках»;

2. Указ Президента РУз от 07.07.2020 № УП-6019 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике»;

3. Постановление Президента РУз от 21.08.2020 № ПП-4812 «О дополнительных мерах по поддержке отечественных производителей»;

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.11.00 №456 «О мерах по совершенствованию организации тендерных торгов» Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 января 2021 года № 37 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процесса организации закупочных процедур при осуществлении государственных закупок с использованием информационно-коммуникационных технологий».;

5. Приложение к Приказу директора НАПУ от 15.05.18 №185, зарегистрированному МЮ «Положение о порядке организации и проведения закупочных процедур»;

Тендерэто один из способов определения исполнителя заказа на товары, работы и услуги через конкурентные процедуры осуществления государственной закупки в 2 этапа. Победителем тендера становится тот участник, который предложит лучшие условия исполнения договора (Статья 58 Закона от 09.04.18 №472). это конкурс, предусматривающий процедуру определения исполнителя государственных закупок посредством конкурентной процедуры осуществления государственной закупки, по результатам которой победителем признается участник закупочных процедур, предложивший наилучшие условия исполнения договора о государственных закупках (Статья 4 Закона от 22.04.2021 № ЗРУ-684).

Когда проводятся тендеры

Государственная закупка через тендер проводится при выполнении одновременно следующих условий:

  • Критерии определения победителя имеют не только денежную, но и количественную и качественную оценку товаров (работ, услуг);
  • Для корпоративных заказчиков стоимость товаров (работ, услуг) составляет сумму свыше 25 000 размеров базовой расчетной величины (БРВ) (С 1 февраля 2021 года 1 БРВ равняется 245 000 сумов, что примерно равно 23,15 долларов США) по одному договору;
  • Для бюджетных заказчиков закупки должны быть на суммы свыше 6 тысяч размеров БРВ по одному договору.

Также, при закупке завозимых по импорту и производимых в РУз сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования, финансируемые за счет средств бюджетов РУз, других внебюджетных фондов, иностранных грантов, иностранных кредитов под гарантию РУз тендеры проводятся при осуществлении поставок на суммы свыше в эквиваленте $100 000 по одному контракту (Приложение к ПКМ РУз от 21.11.00 №456).

Контролирующие органы

Для проведения тендера заказчиком образуется тендерная закупочная комиссия, всегда из нечетного числа членов (минимум 7 человек). В зависимости от приобретаемого товара состав и число комиссии может меняться.  Однако в обязательном порядке в тендерной закупочной комиссии должны присутствовать представители Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, а также представители проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров РУз (Приложение к Приказу от 15.05.18 № 185). В свою очередь, заказчик – это юридическое лицо, осуществляющее государственные закупки (например, гос. органы, бюджетные организации, гос. предприятия, юридические лица с долей участия гос-ва в размере 50% и более).

Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения новой Закона «О государственных закупках» от 22.04.2021 г. № ЗРУ-684.

Требования к участникам

В тендере могут участвовать участники, соответствующие следующим критериям (пункт 163 Приложения к Приказу от 15.05.18 №185):

  • Должны иметь необходимые технические, финансовые, материальные и кадровые ресурсы для исполнения договора;
  • Участники должны быть правомочны на заключение договоров;
  • У них не должно быть задолженностей по уплате налогов и других обязательных платежей;
  • У них должны отсутствовать введенные в отношении них процедуры банкротства;
  • В Едином реестре за ними не должна быть запись недобросовестных исполнителей.

Порядок проведения тендера

  1. В первую очередь, заказчик делает объявление о проведении тендера на специальном информационном портале не менее чем за 30 дней и не более чем за 45 дней до окончания срока приема предложений от участников. В объявлении указываются:
  • Описание и цена товара (работы, услуги);
  • Место проведения тендера;
  • Требования к участникам;
  • Реквизиты нескольких должностных лиц заказчика (контактные лица);
  • Разъяснения по тендерной документации и форма подачи запроса;
  • Дата и время срока подачи предложений, а также требования к предложениям;
  • Иная информация (статья 61 Закона от 09.04.18 №472) (статья 66 Закона от 22.04.21 № ЗРУ-684).

Наряду с объявлением размещается тендерная документация. Примечательно, что заказчик в тендерной документации может указать, что каждый товар (работа, услуга) рассматриваются как отдельные единицы, и поэтому заказчик может заключить договоры с несколькими участниками. Именно к тендерной документации прилагается проект договора, по которому будет осуществляться закупка.

Проект тендерной документации сначала рассматривается тендерной закупочной комиссией и только после ее утверждения, комиссией принимается решение о проведении тендера. Заказчик может внести изменения в тендерную документацию не позднее, чем за 3 дня до окончания срока подачи предложений, и при этом этот срок должен быть продлен не менее чем на 10 дней с даты внесения изменений. Изменение товара (работы, услуги) не допускается (Статья 62 Закона от 09.04.18 №472) (статья 67 Закона от 22.04.21 № ЗРУ-684).

  1. Далее, участник тендера отправляет предложение по порядку, указанному в объявлении тендера, в запечатанном конверте. Участник может отправить лишь одно предложение, с содержанием в отдельных конвертах технического предложения (технические, финансовые, кадровые ресурсы), а также и коммерческого предложения. (пункт 154 Приложения к Приказу от 15.05.18 №185). Тендер является состоявшимся, если получено не менее двух предложений (Статья 63 Закона от 09.04.18 №472) (статья 68 Закона от 22.04.21 № ЗРУ-684).
  2. Срок рассмотрения и анализ предложений участников не может превышать шестьдесят дней с момента окончания подачи предложений. Комиссия оценивает предложения в два этапа. На первом этапе рассматриваются технические критерии предложений, на втором – идет оценка ценовой части. На второй этап допускаются победители первого этапа. При этом процессе ведется видеозапись. Если лишь одно предложение соответствует требованиям тендерной документации, то такой тендер признается несостоявшимся. Победителем становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями, обусловленными тендерной документацией (Параграф 6 главы 4 Приложения к Приказу от 15.05.18 №185).

Решение о победителе

Решение принимается большинством голосов в комиссии. Результаты рассмотрения предложений и их оценки фиксируются в протоколе, выписка из которого должна быть опубликована на портале в течении трех рабочих дней со дня его подписания. Участники тендера после публикации протокола вправе направить запрос заказчику о предоставлении разъяснений по результатам. В течение трех рабочих дней заказчик обязан предоставить разъяснения.

Заключение договора по результату тендера

В течение одного рабочего дня заказчик принимает решение об акцепте выигравшего предложения. До такого акцепта, он вправе отменить тендер в любое время с опубликованием обоснованных причин на портале. Заказчик не несет ответственность за отмену тендера, только если отмена – следствие незаконных действий (бездействий) заказчика (Параграф 7 главы 4 Приложения к Приказу от 15.05.18 №185).

Акцепт выигравшего предложения может быть сделан только если:

  • Государственные закупки не отменены;
  • Участник, направивший выигравшее предложение, не отстранен;
  • Отсутствуют нарушения тендерной процедуры.

В срок не позднее десяти дней с момента объявления победителя заключается договор.

Раскрытие информации

Исполнители государственных и стратегических закупок обязаны раскрывать информацию о своих владельцах, которые владеют прямо или косвенно 25% и более их акций (долей), на специальном информационном портале. Кроме того, они должны постоянно размещать сведения о состоянии выполнения обязательств по договору, заключенному в результате тендера и торгов, процедуры отбора наилучших предложений, а также прямых переговоров, на своем официальном сайте и специальном информационном портале. (Указ Президента от 06.07.2020 № УП-6019).

Электронный тендер

От очного проведения тендера электронный тендер отличается тем, что заказчик открывает персональный кабинет членам комиссии для осуществления их функций. Все процедуры проводятся в электронном порядке. Электронная система обеспечивает общение членам комиссии через закрытый чат.

Подача предложения для участия в тендере осуществляется  в виде электронных конвертов через персональный кабинет портала. Электронный документ, являющийся частью электронного предложения должен быть в обусловленном формате, а также утверждаться электронной цифровой подписью (далее – «ЭЦП») участника.

Согласно Налоговому Кодексу РУз вход в персональный кабинет налогоплательщика осуществляется посредством ЭЦП и она предоставляется налогоплательщику Центром государственных услуг. В свою очередь, налогоплательщиками являются юридические лица, физические лица и иностранные юридические лица. Однако, учитывая факт, что иностранные юр. лица действуют на территории РУз через представительства или постоянные учреждения, а те, в свою очередь являются налоговыми резидентами РУз, то постоянные учреждения и представительства должны получить ЭЦП для того, чтобы заходить в свой личный кабинет и отправлять налоговую отчетность. Таким образом, представительства и постоянные учреждения могут и должны получить ЭЦП, которое практически получается на имя физического лица, а именно уполномоченного руководителя постоянного учреждения или представительства.

Договор по результатам электронного тендера также заключается в электронной форме, согласно такому же порядку, как и в случае очных тендеров. Он подписывается ЭЦП сторон и тоже вносится в реестр договоров (пункт 204-64 Приложения к Приказу от 15.05.18 №185).

Требование об обязательном проведении в электронной форме закупочных процедур отбора наилучших предложений и тендера вводится в действие с 1 января 2022 года.

Закупки без проведения тендера

В случае, если указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан государственным заказчикам предоставляется право осуществлять закупки без проведения тендера, закупочная процедура осуществляется путем проведения отбора независимо от суммы государственной закупки, а объявление о проведении отбора размещается только после получения положительного заключения по техническому заданию к государственной закупке Центра комплексной экспертизы.

Само объявление размещается в электронной системе государственных закупок через специальный информационный портал, а также по желанию государственного заказчика — на его официальном веб-сайте или на официальном веб-сайте его вышестоящего органа, а также в СМИ не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока приема предложений. Если того требуют специфические свойства или особенности закупаемого товара (работы, услуги), то госзаказчик вправе размещать объявление о проведении отбора и на более долгий срок.

Согласно Приложению к ПКМ РУз от 21.11.00 №456, которое регулирует механизм проведения тендерных торгов на закупки завозимых по импорту и производимых в РУз сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования, контракты заключаются без проведения тендера в следующих случаях:

  • Поставка товаров относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • Поставка культурных ценностей, например картин, скульптур, включая музейные предметы, редкие и ценные издания, взятые под охрану государством;
  • Закупка товаров, которые имеются только у одного поставщика;
  • Изменения контракта с целью выполнения дополнительных работ на сумму, не превышающую 20% от первоначальной цены контракта;
  • Выполнение работ и услуг, которые могут осуществляться только государственными органами;
  • Возникновение потребности бюджетных организаций в товарах, не обходимых для устранения последствий форс-мажора;
  • Если проведенный бюджетной организацией тендер признан несостоявшимся, если заказчик находится в отдаленных районах и существует лишь один поставщик на территории функционирования заказчика.

Также, согласно самому Постановлению Кабинета министров РУз от 21.11.00 №456 тендеры не проводятся в случаях:

  • Если закупка производится в соответствии с решениями Президента и Кабинета Министров РУз;
  • Если страны-доноры, международные иностранные организации или условия предоставления иностранных кредитов под государственную гарантию РУз определяют иной порядок закупки.

Меры поддержки отечественных производителей и порядок разрешения споров

Для поддержки отечественных производителей государство предприняло ряд следующих мер в отношении тендеров:

  1. С 1 ноября 2020 года для юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, а также юридических лиц, в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более вводится порядок, согласно которому перед тем как совершить закупку импортных товаров на сумму свыше 50 БРВ, целесообразность такой закупки подлежит обязательному рассмотрению наблюдательным советом (общим собранием учредителей) с утверждением перечня на ежеквартальной основе;
  2. С 1 ноября 2020 года вводится временный запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам отдельных товаров (работ, услуг) иностранного происхождения;
  3. По продукции, не включенной в список той, о которой говорится в предыдущем пункте, предоставляется преференция при оценке предложений участников тендера в размере не более 15 процентов от цены CIP (Узбекистан) на импортируемые товары;
  4. Тендерная комиссия по государственным закупкам за счет бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов и общая стоимость которых по одному договору превышает 2 500 БРВ должна обязательно включать в себя помощника председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан хокимов областей и города Ташкента по вопросам локализации производства и расширения кооперационных связей в промышленности;
  5. С 1 января 2021 года для хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения отменяются отдельные порядки закупки товаров с внедрением внутренних правил проведения закупок.

Важно учесть, что положения, указанные в пунктах 1-4 данной главы, не распространяются на следующие контракты и закупочные процедуры:

  1. Финансируемые за счет международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;
  2. Заключенные в соответствии с отдельными решениями Президента и Кабинета Министров;
  3. Осуществляемые в целях обеспечения обороноспособности и безопасности страны (Постановление Президента РУз от 21.08.2020 № ПП-4812).

Споры, возникающие в сфере государственных закупок, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Субъекты государственных закупок и их должностные лица в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, а также законодательством о противодействии коррупции несут ответственность за соблюдение требований законодательства о государственных закупках и надлежащее исполнение обязательств по заключенным ими договорам.

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственных закупках, несут ответственность в установленном порядке.