Декабрь 14, 2020

Порядок добровольной ликвидации юридического лица в Узбекистане

1. Законодательство

2. Пошаговая инструкция по добровольной ликвидации в соответствии с законодательством

Шаг 1: Принятие решения о добровольной ликвидации

Шаг 2: Назначение ликвидатора

Шаг 3: Передача документации, печатей, штампов и иного имущества ликвидатору

Шаг 4: Представление копии решения о ликвидации в Центр государственных услуг

Шаг 5: Предоставление необходимых документов в банки

Шаг 6: Прекращение трудовых правоотношений с работниками фирмы

Шаг 7: Проведение инвентаризации и расчет по всем налогам

Шаг 8: Утверждение промежуточного ликвидационного баланса

Шаг 9: Оповещение кредиторов и расплата с ними

Шаг 10: Повторное составление ликвидационного баланса

Шаг 11: Закрытие основного счета в банке

Шаг 12: Сдача документов в государственный архив

Шаг 13: Представление документов в Центр государственных услуг

 

1. Законодательство

1. Указ Президента республики Узбекистан от 07.06.2019 № УП-5739 «О мерах по упрощению процедуры ликвидации субъектов предпринимательства»;

2. Приложение №1 к ПКМ РУз от 21.08.2019 №704 «Положение о порядке добровольной ликвидации субъектов предпринимательства и прекращения их деятельности».

Учреждая фирму, предприниматели связываются с колеей последовательных обязательных шагов, обусловленных сбором и принятиям ряда документов, а также соблюдением ряда процедур. Впоследствии, в ходе деятельности юридического лица, предприниматель также сталкивается с чередой процедур, которые он обязан выполнить в соответствии с законодательством. Примером таких процедур могут быть уплата налогов, предоставление отчетности, перерегистрация юридического лица в случае соответствующих изменений. При ликвидации юридического лица, предпринимателю также нужно будет столкнуться с рядом обязательных шагов и процедур. Эта статья посвящена детальному обзору законодательства Узбекистана по вопросу добровольной ликвидации юридического лица. В ней приведена пошаговая инструкция необходимых действий при добровольной ликвидации.

С вступлением в силу Указа Президента РУз от 07.06.2019 № УП-5739 процедура добровольной ликвидации юридического лица значительно упростилась. А именно, с 1 января 2020 года внедрен порядок, согласно которому при добровольной ликвидации субъектов предпринимательства:

  1. Публикации объявления о ликвидации юридического лица в печатных изданиях не требуется, данные о ликвидации размещаются на официальном сайте Центра государственных услуг (регистрирующий орган);
  2. В случае если финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась предприятием с момента государственной регистрации, и оно не имеет налоговых задолженностей, то финансово-хозяйственная деятельность не подлежит проверке;
  3. Максимальная периодичность осуществления проверок налоговой службой финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемого предприятия составляет 3 года;
  4. Сведения о ликвидируемом предприятии теперь доступны через автоматизированную систему государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства;
  5. Общий срок добровольной ликвидации не может превышать 6 месяцев с момента получения регистрирующим органом уведомления о добровольной ликвидации.

Далее, переходя к обзору процедуры добровольной ликвидации важно учесть, что эта процедура не распространяется на:

  • Банки и кредитные бюро, их филиалы и представительства;
  • Градообразующие коммерческие организации и приравненные к ним коммерческие организации;
  • Государственные органы, негосударственные некоммерческие организации, в том числе их обособленные подразделения, являющиеся юридическими лицами, а также представительства и филиалы международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций;
  • Коммерческие организации, имеющие предусмотренные законодательством признаки банкротства.

2. Пошаговая инструкция по добровольной ликвидации в соответствии с законодательством

Шаг 1: Принятие решения о добровольной ликвидации

Решение принимается учредителями (участниками) коммерческой организации, представителями или уполномоченным органом. В решении должно отражаться следующее:

  • Сведения о ликвидируемом юридическом лице (полное и сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес);
  • Сведения о ликвидаторе (паспортные данные, номер телефона и адрес электронной почты);
  • Место и срок приема обращений по ликвидируемому объекту;
  • Причина ликвидации.

Добровольная ликвидация индивидуального предпринимателя осуществляется по решению (заявлению) физического лица.

Шаг 2: Назначение ликвидатора

Юридическое лицо должно назначить ликвидатора, к которому с момента назначения переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица. Ликвидатор назначается из числа учредителей (участников) коммерческой организации, либо учредитель назначает сам ликвидационную комиссию. В случае индивидуального предпринимателя, физическое лицо, назначенное индивидуальным предпринимателем, также пользуется полномочиями ликвидатора.

Если обязанности по ликвидации возложены на ликвидационную комиссию, то все вопросы по управлению деятельностью фирмы решаются через голосование и решения принимаются путем простым большинством голосов членов ликвидационной комиссии. В случае равенства голосов, голос председателя комиссии является решающим.

К полномочиям ликвидатора относятся:

  • Осуществление добровольной ликвидации и соблюдение интересов кредиторов, учредителей (участников) фирмы и иных соответствующих лиц;
  • Обеспечение исполнения исполнительных документов, по которым фирма участвует в качестве должника;
  • Представление фирмы без доверенности, подписание финансовых, платежно-расчетных и других документов фирмы;
  • Издание приказов, распоряжений и других актов, исполнение по которым обязательно для всех работников и должностных лиц фирмы;
  • Другие полномочия, в случае наделения ими решением учредителей (участников).

Полномочия ликвидатора прекращаются в следующих случаях:

  • в день внесения записи о ликвидации в реестр;
  • если принято решение о возобновлении деятельности фирмы;
  • если фирма признана банкротом;
  • если назначен новый ликвидатор.

Шаг 3: Передача документации, печатей, штампов и иного имущества ликвидатору

В течении 3 дней с момента назначения ликвидатора органы управления фирмы или физическое лицо обязаны передать ликвидатору по описи всю документацию, связанную с коммерческой деятельностью фирмы, печати, штампы и иное имущество фирмы.

Шаг 4: Представление копии решения о ликвидации в Центр государственных услуг

После принятия решения о ликвидации ликвидатор в течении одного рабочего дня должен представить копию данного решения в соответствующий Центр государственных услуг.

В свою очередь, Центр государственных услуг после получения решения о ликвидации вносит в государственный реестр информацию о том, что фирма находится в процессе ликвидации. Таким образом соответствующие ведомства и организации оповещаются посредством общей автоматизированной системы. Также эта информация размещается на официальном сайте центра государственных услуг для всеобщего доступа. В течении 19 рабочих дней бюро принудительного исполнения и органы налоговой службы направляют ликвидатору исполнительный документ для осуществления ликвидации, а также осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Важно отметить, что срок проверки не должен превышать тридцати календарных дней. Проверка охватывает финансово-хозяйственную деятельность субъекта с даты проведения последней проверки до даты уведомления Центра государственных услуг о решении по ликвидации, однако этот период не может превышать трех лет.

С момента уведомления Центра государственных услуг о ликвидации финансово-хозяйственная деятельность юридического лица приостанавливается. С этого момента начисление следующих налогов прекращается:

  • земельный налог;
  • единый земельный налог;
  • налог на имущество;
  • налог на пользование водными ресурсами;
  • пени по всем видам налогов и иных обязательных платежей.

Иные налоги и обязательные платежи, в случае реализации имущества, остатков годовой продукции и других активов фирмы уплачиваются согласно законодательству.

Также с момента уведомления:

  • отменяются меры по обеспечению требований кредиторов;
  • нельзя вводить изменения и дополнения в учредительные документы фирмы;
  • совершение сделок возможно лишь в пределах порядка ликвидации;
  • срок исполнения всех обязательств считается наступившим.

Шаг 5: Предоставление необходимых документов в банки

Ликвидатор также в течении 1 рабочего дня после принятия решения должен направить в банк, обслуживающий основной депозитный счет фирмы, а также в банк, в котором имеются средства в иностранной валюте фирмы копию решения о добровольной ликвидации и 2 экземпляра с образцами подписей и оттиска печати ликвидатора. Помимо этого, во все остальные банки, обслуживающие вторичные счета фирмы ликвидатор должен направить заявление-поручение об их закрытии и перечислении остатков денежных средств на основные счета.

Шаг 6: Прекращение трудовых правоотношений с работниками фирмы

Шаг 7: Проведение инвентаризации и расчет по всем налогам

Ликвидатор после принятия решения о добровольной ликвидации должен провести инвентаризацию активов и обязательств фирмы, составить реестр исполнительных документов. Более того, ликвидатор делает расчеты по всем видам налогов за период с начала года до даты уведомления Центра государственных услуг.

Шаг 8: Утверждение промежуточного ликвидационного баланса

После окончания срока предъявления требований кредиторами, ликвидатор составляет проект ликвидационного баланса. Он должен быть утвержден учредителями (участниками) фирмы.

Шаг 9: Оповещение кредиторов и расплата с ними

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса в течении 5 рабочих дней ликвидатор оповещает всех кредиторов о признании, либо непризнании их требований и расплачивается с кредиторами в следующем порядке:

В первую очередь оплачиваются:

  • требования работников, вытекающие из трудового договора;
  • требования граждан, перед которыми фирма несет ответственность по причинению вреда жизни и здоровью.

Во вторую очередь:

  • платежи в Государственный бюджет и государственные целевые фонды.

В третью очередь:

  • остальные требования.

Важно учесть, что требования кредиторов, обеспеченные залогом, покрываются за счет средств, поступивших от продажи заложенного имущества. Однако если этих средств будет недостаточно, то остаток денежных средств будет покрываться в порядке очередности, описанной выше.

Шаг 10: Повторное составление ликвидационного баланса

После завершения расчетов с кредиторами, уплаты налогов, распределения имущества среди учредителей (участников) ликвидатор составляет проект ликвидационного баланса. Он утверждается учредителями (участниками) фирмы и сдается в налоговую службу. Также, ликвидатор должен направить запрос в Бюро о наличии неисполненных документов фирмой.

Налоговая служба, после принятия ликвидационного баланса и при условии отсутствия задолженностей по налогам и иным обязательным платежам, в течение одного рабочего дня направляет ликвидатору, а также через автоматизированную систему в соответствующий Центр государственных услуг заключение об отсутствии задолженности.

Также Бюро, при условии отсутствия неисполненного исполнительного документа, в течение трех рабочих дней, направляет ликвидатору, а также через автоматизированную систему в соответствующий Центр государственных услуг уведомление об отсутствии соответствующих неисполненных исполнительных документов.

Шаг 11: Закрытие основного счета в банке

После получения заключения с налоговой службы и уведомления с Бюро, ликвидатор обращается в банк для закрытия основного счета. Однако если на основной счет наложен арест, то его закрытие запрещается.

Шаг 12: Сдача документов в государственный архив

После закрытия основного счета в течение трех рабочих дней, ликвидатор сдает все бухгалтерские и иные документы фирмы в государственный архив.

Шаг 13: Представление документов в Центр государственных услуг

Для исключения фирмы из государственного реестра ликвидатор в соответствующий Центр государственных услуг должен представить следующие документы:

  • Справки со всех банков о закрытии всех счетов;
  • Печати и штампы фирмы;
  • Если имеется, справку об аннулировании выпущенных ценных бумаг;
  • Справку, подтверждающую сдачу документов в государственный архив.

В течение двух рабочих дней после получения данных документов, Центр государственных услуг проверяет выполнение всех требований и вносит в государственный реестр запись о ликвидации. Решение Центра государственных услуг в течение одного рабочего дня после принятия выдается ликвидатору.